Развлекать, чтобы торговать: чем заманивают посетителей в торговые центры

Седьмого января в областном центре вновь открылся кинотеатр «Самара». Теперь он находится в ТЦ «Грин Парк», расположенном на пересечении улиц Стара-Загора и Димитрова. По мнению экспертов, именно наличие развлекательных блоков в торговых центрах сейчас становится основным фактором для привлечения покупателей.

Кому нужно кино?

Здание кинотеатра «Самара» снесли еще в 2008 году. Позже на его месте был построен ТЦ «Грин Парк» - он открыл двери в ноябре 2017-го. По словам директора торгового центра Ильи Неброева, развлекательная зона предполагалась при строительстве изначально. «Поскольку раньше на месте нашего ТЦ находился старый кинотеатр, то вполне логично было восстановить справедливость», - сказал он.

За десятки лет в Самаре почти не осталось самостоятельно действующих кинотеатров - они просто перестали приносить прибыль. Однако в последние годы, как отмечают представители рынка, кинотеатры стали нужны торговым центрам - в первую очередь для привлечения посетителей. В результате сейчас кинозалы есть во всех крупных моллах. И вот кинотеатр «Самара» открылся в небольшом центре.

Арт-директор кинотеатра «Вертикаль» Екатерина Первова рассказала «ВК», что из ТЦ «Сила спорта» ушли все традиционные фудкорты и детские развлекательные площадки, состав арендаторов стал узкоспециализированным, но при этом кинотеатр остался на прежнем месте: «Мы - яркий пример того, как кинотеатр успешно выживает без трафика, обусловленного другими арендаторами торгового центра. Более того, мы вносим весомый вклад в трафик всего торгового центра. Люди готовы ехать к нам специально, чтобы посмотреть кино. Но для этого нужно предлагать уникальный продукт. Мы, например, сделали ставку на спецпоказы, кинофестивали. Кроме того, многие наши посетители говорят, что им нравится спокойная и тихая обстановка, в отличие от шумных торгово-развлекательных комплексов с большим количеством народа».

Место притяжения

Потребление как таковое для значительной части нашего общества по-прежнему престижно

Как отмечают эксперты, классические крупные комплексы все больше становятся именно центрами развлекательно-торговыми. Так, по мнению начальника отдела аренды и развития ТРК «Вива Лэнд» Андрея Петрушкина, наличие зоны развлечений, детских операторов сейчас является основой для привлечения покупателей в магазин: «В отличие от ситуации десятилетней давности, когда основным «магнитом» выступали фэшн-галереи, магазины одежды и обуви, сегодня посетитель едет в такие центры в первую очередь за впечатлениями. В этом и состоит преимущество крупного ТЦ - предложить возможность в одном месте купить продукты, выбрать одежду, обувь, спорттовары, бытовую технику, товары для дома и параллельно отдохнуть, развлечься, посетить рестораны фудкорта, провести время с семьей и друзьями. Поэтому конкуренты для нас - только такие же крупные ТРК. Ни магазин у дома, ни интернет-магазин таких возможностей не дает».

Руководитель «Аврора Молл» Ирина Михайловская уточнила, что крупные ритейлеры, безусловно, чувствуют конкуренцию со стороны интернет-торговли, однако она также уверена, что дистанционные каналы не способны заменить ТРК: «Зона развлечений не приносит ТЦ большого дохода, так как ставки для них самые минимальные. Но именно она притягивает покупателей. Мы можем легко совершать покупки через Интернет, но получить эмоции, провести время с семьей или друзьями в Интернете сложно. Развлекательные зоны останутся той составляющей, которая будет притягивать людей в торговые центры».

Своя ниша

Самара уже входит в число городов-лидеров России по обеспеченности торговыми площадями. И при этом в городе продолжается строительство новых ТЦ. Например, к весне 2019 года запланирована сдача крупного ТРК «Эль Рио» на пересечении Московского шоссе и ул. Ташкентской. В то же время широко развивается формат небольших ТЦ районного масштаба. Такие магазины сейчас набирают популярность в Москве и европейских городах.

«Мы не собираемся конкурировать с моллами, у нас, скорее, концепция «домашнего» торгового центра, ориентированного на текущие, ежедневные нужды жителей микрорайона, - сообщил директор ТЦ «Грин Парк» Илья Неброев. - Продуктовый супермаркет, аптека, магазин мобильной связи, мясная и кулинарная лавки, паб, теперь еще кинотеатр - этого вполне достаточно. В ближайших планах - благоустройство прилегающей территории и строительство детской спортплощадки и скейт-парка. Интернет-магазины для нас не конкуренты - хлеб в Интернете, конечно, купить можно, но это не очень целесообразно. Мы, скорее, занимаем нишу уличной торговли, рынков. И здесь ТЦ выигрывает за счет комфорта и сервиса».

 


«Покупатель меняется во всем мире»

Ирина Финкельштейн,старший преподаватель кафедры методологии социологических и маркетинговых исследований Самарского университета:

- Потребитель становится более информированным и рациональным. Он хорошо умеет рассчитывать свою выгоду, следит за скидками и акциями, совершает меньше спонтанных покупок. В то же время потребитель становится более требовательным. И это в каком-то смысле культивируется разнообразием предложений на рынке. В результате современного потребителя все труднее удивить.

Торгово-развлекательные центры с самого начала были задуманы как пространства, позволяющие сочетать и комбинировать различные потребительские практики, удовлетворяющие все потребности покупателя. Не зря многие западные специалисты называют ТРЦ - "городом в миниатюре", в котором воссоздаются различные общественные пространства. Однако в последнее время в них прослеживается тенденция существенного увеличения доли развлекательного сегмента.

Можно говорить о том, что для самарских торговых центров переломным моментом стал 2014 год. Когда в экономике отчетливо проявились кризисные явления, число площадей, занятых точками торговли, значительно сократилось. Именно тогда ТЦ стали активно развивать культурно-развлекательную составляющую. В дополнение к традиционным, присутствующим изначально кинотеатрам и фудкортам здесь появились всевозможные выставочные пространства, игровые зоны, контактные зоопарки и так далее. Особенно много появилось детских зон, «городов профессий», всевозможных научно-игровых центров. Скорее всего, это связано с характерным для российского общества детоцентризмом, стремлением развлечь, «образовать» детей, дать им самое лучшее.

Если говорить о потреблении товаров и услуг в целом, то необходимо отметить, что сегодня покупатель меняется. И это происходит во всем мире. По мере развития торговых пространств потребитель становится все более требовательным, все более взыскательным.

Шоппинг как таковой, прогулка по магазинам ради того, чтобы примерить наряды, сделать покупки, уже постепенно перестает быть развлечением, теряет свою привлекательность. Часть покупателей «уходят» в интернет-магазины. И в первую очередь это связано с желанием сэкономить - как время, так и финансы.

Потребитель становится все более информированным, все более рациональным, он хорошо умеет рассчитывать свою выгоду, следит за скидками и акциями, совершает меньше спонтанных покупок. Кроме того, все большее значение приобретают сервис, качество обслуживания, наличие сопутствующих, дополнительных услуг, сама обстановка в магазине. Большое разнообразие предложений ведет к разборчивости покупателя, его все труднее удивить, «зацепить».

Многие западные исследователи фиксируют существенную смену приоритетов и уход от приобретения вещей в пользу знаний и впечатлений. Схожие тенденции начинают оформляться и в запросах некоторых групп российских потребителей. Однако, потребление по-прежнему остается маркером социального статуса. Поэтому потребление как таковое для значительной части общества по-прежнему престижно, и его сокращение может быть вызвано только экономическими причинами.

 
1

Последние статьи

19 марта
14 марта
12 марта
07 марта

Архив Экономика и бизнес

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3