Такое разное искусство «Ночи»

В музеях, театрах, библиотеках и концертных залах прошла акция «Ночь искусств»
В Художественном музее прошли мастер-классы для детей и взрослых
В Художественном музее прошли мастер-классы для детей и взрослых

Кто только не участвовал в этом году в «Ночи искусств». И, возможно, главными ее героями следовало бы назвать заведомо менее популярные площадки с бесплатным входом - библиотеки, выставочный центр «Радуга», Дом дружбы народов - все они действительно старались сделать вечер особенным без перспективы подзаработать.

Коллективное воспоминание

В Центральной городской библиотеке прошел вечер индийской тематики - и там было все, от болливудских танцев до искусства медитации. В «Радуге», конечно, были выставки, но также и концерт Mikkai Kumo, и театральная инсталляция, и мастерская абстрактного рисунка...
Основной же поток гостей, как обычно, направился в центр города. Музей имени Алабина предложил насыщенную программу для публики всех возрастов - там были и мастер-класс по африканским барабанам, и спектакль «Аленький цветочек», и лекция об искусстве скифов, и несколько концертов. Не говоря уже о том, что в музее были открыты для посещения любопытные экспозиции. Все это позволило собрать достойную численность публики.
Литературный музей предложил программу менее однозначную. Явно удачным в ней получился лекторий о советских реалиях (привязанный к выставке рекламы в СССР). Но звуки нойза, одного из самых специфических музыкальных жанров, в исполнении Алексея Киселева смутили (если не сказать распугали) публику, а полуторачасовой концерт «Конторы Кука» оказался слишком затянутым для зрителя, не привыкшего оставаться на одном месте. Музей модерна был оригинальным и в своих перфомансах смело залезал на территорию современного искусства. В частности, он предложил гостям создать коллективное воспоминание о 2018-м, отсканировав какой-либо принесенный с собой предмет. Молодые актеры зачитывали вперемешку обрывки впечатлений из 1918-го и 2018-го. Музыкальный коллектив Art Nouveau Delay озвучивал немую кинохронику. А специальным участником стал молодой звонарь Савва Зорин. Не все активности получились эффектными, но во всяком случае в особняке Курлиной было ровно столько посетителей, сколько он мог комфортно вместить.

Искусство «Оттепели»

Центром притяжения в галерее «Виктория» стал обеденный стол с керамическими тортами

Художественный музей свою «Ночь» решил посвятить периоду «оттепели», тем более что многое для этого есть: и выставка «Суровый стиль», представленная в «Лектории», и работы Вадима Сушко в Мраморном зале, и сам автор – свидетель эпохи, которому довелось вместе с группой художников-шестидесятников проехать по комсомольским стройкам Сибири. Две выставки - «Суровый стиль» и персональная Вадима Сушко - прекрасно рифмовались друг с другом, и лектор бодро водил экскурсии по залам. Однако неловко было наблюдать, как экскурсовод с группой следовали от картины к картине, обходя стороной самого автора, слушавшего, как о его работах и о нем самом говорят в третьем лице. Но потом спохватились, направили свои взгляды на художника, последовали вопросы, поздравления - так началась творческая встреча.
В холле второго этажа практически весь вечер звучал рок-н-ролл, желающих обучали свингу, а по соседству стилист Елена Радюкова рассказывала о моде 60-х, об иконах стиля того времени – Жаклин Кеннеди, Одри Хепберн, Брижит Бардо... Как пример того, что и сегодня 60-е в моде, девушки-модели демонстрировали наряды.
Художественный музей организовал более чем насыщенную программу. В то время как на втором этаже рассказывали о моде и о времени, на третьем читали стихи и учились росписи одежды, на первом рассуждали о нонконформизме. Правда, на лекцию едва собралось «два с половиной человека», зато мастер-класс Любови Егоровой, посвященный творчеству Джексона Поллока, увлек многих. Поллок работал на холстах огромного размера: расстилал их прямо на полу и разбрызгивал краску с кистей. Участники мастер-класса также получили возможность разбрызгивать и капать, для этого часть пола и стены были предварительно завешаны полиэтиленом.

Кое-что еще

Главным притяжением галереи «Виктория» стала экскурсия Сергея Баландина по выставке молодых британских художников «Кое-что еще». Интерес на выставке вызывает все: и странные, похожие на корнеплоды скульптуры-руки, созданные художницей после путешествия по Индии. Руки - потому что в индийской культуре жест имеет огромное значение, схожесть с корнеплодами - как намек на общие корни. Любопытно выглядит и керамический полиэтиленовый пакет (все окружающее нас - это тоже искусство), и обеденный стол, уставленный керамическими тортами и керамическими же человеческими головами на блюдах в окружении фруктов, ягод, цветов и спагетти. И еще один центр притяжения - огромное полотно «Лондонские длиннохвостые попугаи», в которой попугайчикам-то отведено самое скромное место, при том что картина заполнена интерьером в стиле рококо, роскошным до «приторности». Ходить по выставке, рассматривать, угадывать смыслы - это увлекательнейшее занятие, и гости «Ночи» этим, конечно, воспользовались.

Театральная ночь

Свои «ночные» программы подготовили театры и концертные залы. например, театр оперы и балета показал спектакль «Сказка о Царе Салтане»

Меж тем свои ночные программы подготовили театры и концертные залы. Так, филармония представила мультимедийное шоу – «Музыка в темноте». На этот раз Вивальди и Бах звучали на фоне панорамы вселенной – 3D-картин звездного неба. В театре оперы и балета прошла экскурсия по закулисью, посетители узнали, что грим в драматических театрах в корне отличается от грима в опере, прослушали лекцию о техническом оснащении здания, а также стали свидетелями перемены декораций. После чего были приглашены на спектакль «Сказка о царе Салтане». На этом подарки от «Ночи» не завершились, в антракте шеф-бариста кофейни White Cup Евгений Ивахненко провел мастер-класс по Latte art, и к нему выстроилась очередь из желающих порисовать на молочной пенке кофе.

Каждый за себя

«Ночь искусств» в этом году нечаянно проиллюстрировала глобальную ситуацию в мире культуры - искусства кругом много, но спрос на него драматически падает даже в связи с таким пустяком, как ноябрьский дождь. Кроме того, участники процесса предпочитают конкурировать за внимание зрителя вместо того, чтобы сотрудничать. В Самаре до сих пор не придумали единого билета на события «Ночи», так что посещение двух популярных площадок вдвоем избавляет вас от тысячи рублей. В то же время программа почти всюду построена так, что предполагает присутствие только в одном месте от начала до конца. Вместо того чтобы насытить «Ночь искусств» короткими повторяющимися активностями, участники устраивали лекции или концерты продолжительностью в час, показывали длительные спектакли или перфомансы, устраивали квесты, к которым так просто не присоединишься. Некоторые даже не потрудились сымитировать интерес к мероприятию и ничего сверхурочного не подготовили. И если в этом году «Ночь искусств» проходила под слоганом «Искусство объединяет», то в самарской ситуации он звучал несколько саркастически.

«Ночь искусств» в этом году нечаянно проиллюстрировала глобальную ситуацию в мире культуры - искусства кругом много, но спрос на него драматически падает даже в связи с таким пустяком, как ноябрьский дождь

Последние статьи

19 марта
14 марта
12 марта
07 марта
05 марта
28 февраля
26 февраля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2