Для чего нужен и каким должен быть новый порядок обращения с ТКО

Новая система — новые технологии. Мнение специалистов
50% твердых коммунальных отходов должны перерабатываться за счет внедрения новых технологий
50% твердых коммунальных отходов должны перерабатываться за счет внедрения новых технологий

С 1 января 2019 года в Самарской области действует новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Однако необходимость серьезных изменений в этой отрасли назрела намного раньше. Для чего нужны изменения, как они должны происходить и к чему привести - читателям «ВК» рассказали ученые Самарского государственного технического университета, доктора технических наук Ольга Тупицына и Константин Чертес.

Зачем, почему и для чего?

- Итак, для чего же нужна новая система, что и зачем требовалось изменить в обращении с коммунальными отходами?
Ольга Тупицына: Проблема сбора, утилизации и переработки мусора существует всегда, но в последние лет 10 и в России, и в Самарской области она обострилась. Около 80% действующих сейчас в губернии мест захоронения расположены рядом с большими городами, и уже через 3-4 года истекает срок их эксплуатации. С другой стороны, для того чтобы не случилось экологического бедствия, нужно уже сейчас сокращать количество захоронений. Как это сделать? За счет внедрения новых технологий переработки мусора - если сейчас 70% отходов просто захораниваются, то нужно добиться того, чтобы эта цифра для начала снизилась до 50-60%. Для этого требуются серьезные вложения - строительство мусоросортировочных станций, внедрение раздельного сбора, создание специальных предприятий по утилизации и переработке ТКО.
Именно поэтому федеральное правительство еще в 2015 году приняло решение о введении новой системы - сперва в трех пилотных регионах (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). На опыте их работы были обкатаны схемы и технологии (прежде всего - создание единых региональных операторов для работы на этом рынке), которые было предписано внедрить с 2019 года всем остальным регионам. Кое-где можно прочесть, что некоторым регионам разрешили «взять паузу» на год, до 2020 года - но речь идет о тех, в которых состояние с ТКО самое «аховое», и простым принятием новых схем проблему не решить. Самарская область не находится в таком плачевном состоянии - у нас просто нет ни требуемых условий, ни необходимости в отсрочке, тем более что за один год ничего кардинально не изменится.
Константин Чертес: Если позволите употребить столь громкое слово (в его прямом значении) - нынешние изменения это даже не реформа, это революция. Судите сами: раньше сбором и утилизацией ТКО занимались частные компании, рынок обращения с отходами достаточно насыщен. Значительную часть мусора размещали несанкционированно без оформления, без платы за превышение лимитов - соответственно, без выплат в бюджет. Эти деньги уходили в «серые», криминальные схемы. А что теперь? Создан единый региональный оператор, который уже поставил датчики ГЛОНАСС на все спецмашины, и любое перемещение мусора можно отследить онлайн - где, сколько, кто и кому «сбросил». К тому же предусмотрено внедрение на полигонах пунктов весового контроля и сортировочных станций, установка записывающих камер видеонаблюдения. Со временем предполагается установка подобных устройств и в домовладениях, с мониторингом территорий установки контейнерных площадок. Теперь весь процесс, от сбора ТКО до их захоронения, утилизации или переработки будет отслеживаться, и места для «манипуляций» просто не остается.
На мой взгляд, это очень серьезные преобразования, которые в корне меняют систему обращения с ТКО, выводят ее «на свет», упорядочивают и, самое, наверное, главное - четко определяют ответственных за то, чтобы собираемые с населения средства не разбазаривались, а вкладывались в развитие отрасли. Этим теперь и будет заниматься региональный оператор.

Про условия и препятствия

- Итак, вопрос, как говорится, назрел «уже вчера». Но готова ли именно наша Самарская область к таким серьезным и системным преобразованиям?
Ольга Тупицына: У нас эта работа началась, на самом деле, уже в 2016 году - мы наблюдали за опытом, накапливающимся в пилотных регионах, разрабатывали нормативную базу, создавали территориальную схему обращения с ТКО - нанесли на карту все полигоны, станции, каждую контейнерную площадку, просчитали расстояния между ними, выявили огромное количество несанкционированных свалок.
Самарская область, к счастью для всех нас - регион достаточно развитой и имеет много ресурсов, которые можно использовать в работе по новой схеме обращения с ТКО. Например, у нас много пустующих земель, которые можно использовать для захоронения отходов - проблема, буквально «душащая» некоторые регионы, где давно уже «мест нет», и приходится вывозить мусор за свои границы. В нашей губернии уже работают мусоросортировочные станции в Тольятти и Сызрани, готовится к пуску такая станция в Новокуйбышевске.
Еще одно наше преимущество - мощнейший научно-технологический потенциал. Самарский «политех» более 20 лет занимается проектированием, научным обоснованием переработки промышленных отходов, созданием логистических схем, решением экологических задач. Наши технологии и разработки уже применяются на предприятиях «Самаранефтегаза», «Газпрома», на нефтеперерабатывающих заводах и т.п.
Так что не будет никаким преувеличением заявить, что Самарская область по своему потенциалу для создания новой системы обращения с ТКО - один из ведущих регионов страны.
Константин Чертес: Естественно, нужно сказать и про «узкие места» - чтобы не получалось слишком уж благостной картины и чтобы было понятно, над чем следует работать в ближайшее время. Во-первых, что касается прежде всего Самары - город старый, хаотично застроенный, тесный, скученный, в котором иногда трудно или вовсе нельзя найти достаточно места для обустройства контейнерных площадок с нормальными подъездными путями и средствами контроля. Во-вторых, культура населения оставляет желать лучшего, вопросы экологии стали обсуждаться и попали в поле зрения общественности каких-то лет 25 назад. Одно поколение - это вообще не срок для радикальных изменений общественного сознания, и многие живут еще очень старыми представлениями о том, что «и так сойдет». В-третьих, тара и упаковка – основной утильный компонент ТКО, не экологична. И дело не только в том, что надо отказываться от полимеров или других вредных синтетических соединений с последующим переходом на саморазлагающуюся упаковку. Имеется мировая практика, когда производители «вредной упаковки» оплачивают своего рода утилизационный сбор. А средства от сбора можно использовать для создания системы переработки опасных отходов. Ну и, наконец, сами методы переработки мусора: это даже не российская беда, а проблема всего мира - в обращении с ТКО используются давно устаревшие технологии прошлого века. Механическая сортировка, сушка-увлажнение, компостирование… Я еще студентом изучал эти методы, им всем уже по полвека и больше! А ведь есть вполне современные технологии, которые можно применять - магнито-гидродинамические генераторы, «холодная плазма», пиролиз… Но их внедрение тормозится не только отсутствием средств, но и, не в последнюю очередь, устаревшими «традициями» и шаблонным мышлением отдельных руководителей нашего ЖКХ.

За чей счет «банкет»?

- Но все преобразования, о которых вы говорите, потребуют больших вложений. А платить в итоге будут жители?
Ольга Тупицына: Жители с такими суммами просто не справятся - будет социальный взрыв. Поэтому они не должны «оставаться крайними». И тут, на мой взгляд, самое простое решение - объединить обращение коммунальных отходов с промышленными в составе экотехнопарков. В Германии, например, где давно внедрена очень прогрессивная система, в общей структуре обрабатываемых отходов ТКО составляют лишь 20%, остальное  - это отходы промышленные, и за их переработку и утилизацию платят предприятия.
- Получается, что платежи «упадут» на предпринимателей и корпорации?
Ольга Тупицына: Им это все равно выгоднее. Сейчас у нас действуют такие жесткие нормативы обращения с промышленными отходами, что если даже крупное предприятие будет строить свою систему обработки и утилизации (а иначе оно эти нормативы не выполнит и будет платить огромные штрафы и подвергаться санкциям), это ему «влетит в копеечку». А если оно «встроится» в систему, создаваемую единым регоператором, то будет просто платить те же или даже меньшие деньги, зато на этом их «головная боль» и ответственность закончатся. Зачем строить собственные полигоны и станции, если можно «вложиться» в общие?
Константин Чертес: И хотелось бы вспомнить еще один важный момент - наш губернатор, Дмитрий Азаров, хорошо знаком с этой системой и профессионально разбирается в этих вопросах, ведь он окончил ФАИТ в нашем «политехе», к тому же трудился на посту министра природных ресурсов. Это еще одно серьезное преимущество Самарской области. 

1

Последние статьи

14 марта
12 марта
07 марта
05 марта
28 февраля
21 февраля
19 февраля

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3