В Самарском художественном музее открылась выставка произведений Артура Фонвизина

Любители искусства могут увидеть воздушные, полные тончайших оттенков работы Фонвизина, за которыми охотятся коллекционеры со всего мира
Любители искусства могут увидеть воздушные, полные тончайших оттенков работы Фонвизина, за которыми охотятся коллекционеры со всего мира

На выставке «Артур Фонвизин. Сумевший таинственным сделать простое», открывшейся 16 января в трех залах музея, представлены 64 работы знаменитого аквалериста из частных коллекций. Акварели, датируемые тридцатыми-семидесятыми годами прошлого века, разнообразны по жанрам. Романтические пейзажи, натюрморты, изысканные портреты, большей частью женские, акварели из цирковой серии.

Акварель - техника хрупкая и не любит долго бывать на свету. Акварельные работы экспонируются нечасто. А к произведениям Фонвизина, большей частью разбросанным по частным коллекциям, это относится в особой мере. Так что Самаре повезло. Любители искусства могут увидеть воздушные, полные тончайших оттенков работы Фонвизина, за которыми охотятся коллекционеры со всего мира. Гостями на открытии выставки были самарские художники, искусствоведы, московские коллекционеры, предоставившие эти акварели. Одним из гостей был заведующий отделением Третьяковской галереи Валерий Силаев. «В истории акварельной живописи в России, - считает он, - не было другого художника, внесшего такой огромный вклад в ее развитие, как Артур Фонвизин. До него и после никто не мыслил и не работал так легко и самобытно. Казалось бы, секрет изобразительного языка Фонвизина прост и ясен: берешь лист бумаги, смачиваешь водой и начинаешь наносить мягкой кистью мазки, позволяя краскам свободно растекаться по листу. Потом поправляешь кое-где влажный лист тампоном, наносишь новые мазки, проявляя сюжет, а затем уточняешь рисунок полусухой кистью. Вот и все! Однако все попытки повторить фонвизинский прием почему-то оказывались тщетными».

Как отметила на открытии выставки директор Самарского художественного музея Алла Шахматова, творчество Фонвизина – «это гимн чистоте и поэзии». Мне кажется, художественный язык Артура Фонвизина близок интонациям фильмов Феллини. Тот же восторг от многокрасочности окружающего мира. Та же внутренняя свобода и те же странные необузданные фантазии, то же постоянное возвращение к детским воспоминаниям, когда все вокруг кажется легким и радостным. Та же любовь к импровизациям. Современники вспоминали, что художник не делал подготовительный рисунок карандашом, а намечал контуры тоненьким кончиком кисти. И та же любовь к цирку. Говорят, что впервые художник попал на цирковое представление пятилетним мальчиком, и эти впечатления остались с ним на всю жизнь. Он создал образы сотен акробатов, клоунов, наездниц. На самарской выставке мы можем увидеть разные эпизоды из выступлений циркачек, лихо скачущих на грациозных цирковых лошадках. Вообще художнику удавалось необыкновенно выразительно передавать энергию движения. Это видно и по таким его работам, как «Тройка», «Ямщик. Тройка».

А рядом - воздушные цветочные натюрморты, тающие в цветном тумане пейзажи, созданные в Керчи и заповеднике «Аскания Нова». Серия «1001 ночь» с восточными мотивами. Поэтические женские портреты. Эти образы то передаются намеком, несколькими легкими мазками, с особым акцентом на глазах и губах моделей, то разрабатываются тщательно и подробно, словно это картины, написанные маслом. Среди таких работ своей выразительностью, мне кажется, выделяется портрет Галины Вишневской в образе Наташи Ростовой, созданный в 1960-1961 годах. А вот еще один великий певец и еще одна великая роль. Величественный Федор Иванович Шаляпин в образе Мефистофеля.

Художник прожил долгую жизнь, несмотря на то что в ней были и непонимание, и гонения со стороны властей. Умер он в 1973-м, когда ему было 90. Но он никогда так и не пытался вписаться в официальное советское искусство, до конца жизни разрабатывая и варьируя любимые мотивы.

Искусствовед Валентина Чернова напомнила на открытии выставки, что одно время, в 1914 году, Фонвизин жил в нашем городе. Точнее, тогда это были еще его окрестности. В поселке Зубчаниновка. Так что в какой-то мере эту выставку в Самаре можно назвать возвращением художника.

«Акварели Фонвизина заставляют зрителей взволноваться, - заметил Валерий Силаев. – Встречи с таким искусством происходят нечасто, но когда это вдруг случается, то начинается праздник. Счастье общения с чем-то большим и настоящим».

Сергей ФИЛИППОВ,

Сергей ФИЛИППОВ,

врио министра культуры Самарской области:

- Приятно видеть, что на открытии выставки – аншлаг. Выставка акварелей Артура Фонвизина заслуживает такого внимания зрителей. Она уникальна не только для Самары. Наш художественный музей, который сегодня по праву считается одним из лучших в России, создал этой выставкой настоящий праздник для любителей изобразительного искусства.

4

Последние статьи

21 февраля
19 февраля
18 февраля
12 февраля
07 февраля

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3