В гостях у Джона Донна: в костеле прошел концерт-медитация theatrum sacrum

Концерт. Так назвали свой вечер композитор и актер «СамАрта» Сергей Бережной, артист театра «Грань» – Василий Яров, солисты Валерий Макаров, Надежда Сорокина, Кристина Дробышева и другие его участники. Многие зрители назвали его перформансом, а еще рождественской встречей, спектаклем, действом. На дверях костела, действительно, был скромно прикреплен листок с написанным от руки: «Концерт в 19.00». Но есть и другое название – медитация theatrum sacrum («духовный театр»), и, кажется, этот вариант наиболее точный.

Вечер в ультрамариновом свете

В костеле прохладно, поэтому зрители сидят в куртках и шапках, артисты в свитерах, в вязаных шарфиках. Сергей Бережной за органом, Константин Зубарев – контрабас. Василий Яров, открывая вечер, встает в центре зала, причем ищет нужное место, точку, где голос будет звучать наиболее удачно, многократно отражаясь. Артисты постоянно перемещаются по залу: Валерий Макаров, исполняя романс, идет между рядов, Михаил Гришухин, декламируя стихи, выходит сбоку из-за колонн и туда же потом удаляется, голос Софии Ксенофонтовой звучит где-то позади вас…

Звуки органа, элеткропианино, контрабаса и человеческого голоса устремляются ввысь и, ударяясь о своды храма, возвращаются, заполняют собой все пространство, проникают внутрь... Свет с улицы падает через огромные стрельчатые витражи, и помещение окутывает синий или ультрамариновый свет. Только огоньки на рождественских елях и сияющая звезда в глубине зала светят ярко. А еще сотня маленьких светящихся точек на потолке. Все это действительно настраивает на медитацию.

Весь вечер звучали тексты поэта эпохи барокко Джона Донна, современника Шекспира и Сервантеса. Его стихи читали, на его стихи звучали вокальные циклы.

«По ком звонит колокол»

В отличие от Шекспира, имя Джона Донна не так известно. Но одно его произведение, фрагмент, во всяком случае, известен каждому. Это «По ком звонит колокол», ставший эпиграфом и давший название роману Хемингуэя: «Каждый человек - часть континента, часть материка. И если море смоет кусок земли, от этого уменьшится вся Европа, так как станет меньше и этот мыс, и дом твоих друзей, и твой собственный дом. Смерть каждого человека умаляет и меня, так как я един со всем человечеством. А потому никогда не посылай узнать, по ком звонит этот колокол. Он звонит по тебе».

«По ком звонит колокол» - вершина, самое главное произведение Джона Донна. На этой медитации вырос весь двадцатый век, он вдохновлял многих», - говорит автор идеи и композитор Сергей Бережной.

На стихи Джона Донна в ХХ веке было написано множество вокальных циклов. Иосиф Бродский начинал свой творческий путь именно с переводов Донна и посвящения ему. Посвящением Джону Донну стал и вечер в костеле.

«Медитация по латыни значит размышление, - говорит режиссер и организатор вечера Василий Яров. - В приглашении у нас было написано «медитация theatrum sacrum» – духовный театр, священный театр, но в нашем случае без религиозной подоплеки. Мы понимали, что придут разные люди. Кто-то впервые окажется в костеле, погуляет по нему, другие послушают музыку, а кто-то сможет остаться наедине с собой».

Самым последним произведением Джона Донна на этом вечере звучал «Гимн богу отцу». Затем актеры исчезли, но электропианино продолжало звучать. Зрители в замешательстве оглядывались. И тогда сверху, с балкона послышались звуки гармоники. Актеры, выстроившись в ряд, смотрели на своих зрителей, таких маленьких, почти крохотных. И казалось, сейчас в оконных сводах появятся огромные лица волшебников и подмигнут нам.

1

Последние статьи

15 января
10 января
09 января
28 декабря 2018
27 декабря 2018
26 декабря 2018

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3