Нежный вестерн: переосмысление канонов жанра от Жака Одиара

До российского зрителя дошел один из главных фильмов венецианского фестиваля - «Братья Систерс» (18+) Жака Одиара. Он завоевал там «Серебряного льва» за лучшую режиссуру. За что пророчат Хоакину Фениксу и Джону Си Райли «Оскара» и почему фильм назвали «похоронами вестерна», можно узнать уже в любом кинотеатре. «Братья Систерс» в широком прокате с четверга.

В 1981 году Жак Одиар написал сценарий к каноническому европейскому боевику «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо. В режиссерское кресло он осмелился сесть только тринадцать лет спустя, а признания добился лишь в 2001-м, когда вышла криминальная драма «Читай по губам» с Венсаном Касселем. «Золотая пальмовая ветвь» досталась ему за его предпоследний фильм «Дипан» в 2015 году, где он взялся за историю боевика из группировки «тамильских тигров».
Все время режиссер Жак Одиар был верен себе и снимал «мужское» кино с обязательно трагической линией. И, когда было объявлено, что режиссер берется за вестерн, где главные роли будут играть Хоакин Феникс и Джон Си Райли, это казалось весьма логичным. Но первые же отзывы критиков с фестиваля о том, что вестерн Одиара - это «похороны» классического американского жанра, немного смутили поклонников французского режиссера.
Получилось забавно. Европейский режиссер берет стандартные приемы классического американского киножанра и собирает их в стройный рассказ по всем законам постмодерна. В итоге вышла американская сказка в европейском стиле о двух братьях, где один очень плохой и главный, а другой очень хороший и всегда защищает другого. Братья отправляются по приказу Командора, которого сыграл Рутгер Хауэр, на поиски талантливого химика, который изобрел специальное средство для поиска золота. На пути героев встает множество преград - ядовитый паук, алкоголь, злая владелица борделя, что держит в страхе весь город, отряды наемников, собственная жадность.
Образы братьев сильно отличаются от стандартов вестерна. Они больше похожи на злых детей, нежели на мужественных жестоких ковбоев. С европейским желанием все объяснить, и тем самым усложнить, Одиар вторгается в картонный мир Дикого Запада. Жестокость братьев оправдывается злым отцом, выбор работы наемниками-убийцами - юношеским романтизмом, слабость старшего брата перед авторитетом младшего - одним поступком из детства. Даже химик ищет золото не просто, чтобы разбогатеть, а чтобы построить утопическое государство на севере Техаса. На развязку фильма в духе перестрелок тоже рассчитывать не стоит, все завершится по заветам deus ex machina.
Сыгравшим братьев Хоакину Фениксу и Джону Си Райли уже пророчат «Оскара». Отдельного уважения достойна и музыка к фильму - дерзкая и ироничная. А Жак Одиар уже получил венецианского «Серебряного льва» за лучшую режиссуру.
В любом случае, то, что происходит сейчас с вестерном - очень интересно. Стоило его объявить умершим жанром, не способным сказать ничего нового, как тут же набежали режиссеры и стали тыкать в него палками. Тут и Квентин Тарантино насобирал наград, и сериал «Дикий Запад» стал бить рейтинги популярности, и новый фильм «Баллада Бастера Скраггса» братьев Коэн уже пошел колядовать по фестивалям. Связано это с тем, что разжались жанровые тиски, а свободные режиссеры стараются реанимировать прошлое для забавы.

Последние статьи

14 декабря
13 декабря
12 декабря
11 декабря
07 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6