Неизвестный Левитан в Самаре

В художественном музее открылась выставка из собрания Русского музея
Одна из необычных работ, представленных на выставке, - картина Василия Поленова «Долина реки в Болгарии»
Одна из необычных работ, представленных на выставке, - картина Василия Поленова «Долина реки в Болгарии»

Перед открытием выставки «Исаак Левитан и современники» в Самарском областном художественном музее у кассы и гардероба выстроились очереди. А затем публика плотно заполнила пространство довольно вместительного Мраморного зала. Что говорит о большом интересе самарцев к классическому русскому «пейзажу настроения».

Учителя и друзья

Открывая выставку, директор Самарского художественного музея Алла Шахматова отметила, что этот музей и Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге связывают давние партнерские отношения. Это позволяет самарцам увидеть жемчужины отечественного изобразительного искусства.
На нынешней выставке представлено 22 произведения Исаака Левитана и 20 работ его современников, также замечательных пейзажистов.
Среди них - первый учитель Левитана, преподававший в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Алексей Саврасов, который в простых незамысловатых мотивах передал поэзию русского пейзажа. На выставке можно увидеть его работы «Ранняя весна», «Ранняя весна. Половодье». Многому научился Левитан и у Василия Поленова. И, прежде всего, умению передать в пейзаже ощущение света и воздуха. Как и у Левитана, в пейзажах Поленова - гармония и какая-то умиротворенная красота. Это видно и на представленных на выставке работах - «Берег Оки», «Вид Тарусы с высокого берега Оки», «Долина реки в Болгарии».
Тут же можно увидеть малоизвестные произведения современников Левитана, с которыми его связывали товарищеские отношения. Их пейзажная живопись также вошла в золотой фонд отечественного искусства. У каждого из них - свой неповторимый почерк. Так, у Константина Коровина в картине «Улица в деревне» видны импрессионистские мотивы. Кстати, портрет этого живописца можно увидеть на картине другого великого современника, Валентина Серова - «Художник Константин Алексеевич Коровин на берегу реки». В пейзажах Игоря Грабаря («Вешний поток», «Зимний вечер») мы видим буйство ярких красок и радость жизни. А картины Витольда Бялыницкого-Бирули проникнуты покоем и тонким лирическим настроением. В первую очередь, это отличает пейзаж «Весенний день».

«Печаль и радость жизни»

Но, конечно, особое внимание зрителей привлекли пейзажи Исаака Левитана. Кстати, открытие выставки сопровождала фортепианная музыка его великого современника Петра Чайковского из цикла «Времена года», по своей интонации перекликающаяся с творчеством художника. 
В экспозиции нет программных полотен Левитана, растиражированных многочисленными иллюстрациями. Таких как «Золотая осень», «Март», «Владимирка», «Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Озеро». Зрители увидели, главным образом, этюды, приоткрывающие «творческую кухню» художника. Самые ранние из них - «Черемуха», «Лето. На пчельнике», «Снопы и деревня за рекой», «Весенний лес» и другие - созданы в конце 1870-х и первой половине 1880-х годов.
На открытии выставки заместитель директора Самарского художественного музея по науке Татьяна Петрова отметила: «Есть такое понятие - пейзаж-настроение. Это то, что характеризует живопись Левитана. Этот художник замечательно передавал и печаль, и радость жизни. Он мастер лирического, философского пейзажа. Никто из художников не смог так раствориться в окружающем мире своими пейзажами, как Левитан».
Это умение чувствуется, прежде всего, в представленных на выставке поздних этюдах пейзажиста, созданных в 1890-е годы. В этих работах душевные переживания художника звучат в унисон с состоянием природы.
Тем, кто помнит классические пейзажи Исаака Левитана, любопытно сравнить их с этюдами девяностых годов, из которых они «выросли». Например, с этюдом «Сумерки. Луна», на основе которого была написана одноименная картина. Или этюдом «Облачное небо. Сумерки», написанным в период работы над одним из самых проникновенных левитановских полотен - «Над вечным покоем».
Левитана знают, прежде всего, как певца среднерусской природы. На самарской выставке  мы можем увидеть и произведения художника, написанные под впечатлением его поездок на юг. В Крым (картина «Берег моря») и в Италию (пейзаж «Озеро Комо»). Но и эти работы наполнены не южной страстью, а тонкими меланхолическими переживаниями, характерными для этого художника.
Выставку дополняют три работы Исаака Левитана из собрания Самарского художественного музея. Это этюды «Летний вечер» и «Вечерний этюд», созданные в 1880-х годах, и рисунок «Охотник» 1890-х годов.

Шедевры из самарского музея на ВДНХ

Самарский областной художественный музей плодотворно сотрудничает и с другими известными отечественными музеями. Так, врио министра культуры Самарской области Сергей Филиппов сообщил на открытии выставки о том, что 5 декабря в Москве, на ВДНХ, откроется уникальная экспозиция из коллекции Самарского художественного музея. На этой выставке будет представлено более 130 произведений русского изобразительного искусства с первой половины XVIII века до 70-х годов прошлого века.
Это произведения разных жанров - от светского портрета до авангарда и соцреализма.
В рамках экспозиции будет представлено также собрание восточного искусства Самарского музея: миниатюры, панно из Китая, Японии, Индии XVII-XIX веков. Эту богатую коллекцию экспонатов собирал австрийский купец и основатель Жигулевского пивоваренного завода Альфред фон Вакано, который прожил в Самаре больше 30 лет и поддерживал музей с момента его создания. Собрание фон Вакано обладает особенной ценностью, часть его предметов находится в Эрмитаже, часть - в Самарском художественном музее.

Сергей ФИЛИППОВ, врио министра культуры Самарской области:
- Выставка «Исаак Левитан и современники» - продолжение плодотворного сотрудничества с Русским музеем. И, конечно, это возможность для самарского зрителя, не уезжая в Санкт-Петербург, увидеть картины, которые не всегда даже в Русском музее можно увидеть. Здесь есть работы, которые не выставляются в постоянной экспозиции.

Благодаря сотрудничеству самарского музея с Русским музеем зрители увидели жемчужины отечественного изобразительного искусства

 

Многие посетители выставки воспользовались возможностью снять на телефоны работы мастеров русского лирического пейзажа

Последние статьи

14 декабря
13 декабря
12 декабря
11 декабря
07 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6