Число проверок предпринимателей в Самарской области сократилось в два раза

В губернии малый и средний бизнес стали проверять реже, при этом больше внимания начали уделять профилактике нарушений. В то же время для предпринимателей актуальными остаются проблемы взаимодействия с банками и организационные вопросы, например подключение к инженерным сетям. В Минэкономразвития Самарской области планируют скорректировать работу Агентства по привлечению инвестиций.

Решать проблемы сообща

Как защитить права инвесторов и предпринимателей, обсуждали в конце ноября на расширенном заседании коллегии прокуратуры региона с участием представителей органов власти, контролирующих ведомств и общественных организаций предпринимателей. Было отмечено, что наш регион с учетом географического положения и развитой промышленной инфраструктуры был и остается привлекательным для инвесторов. В губернии действует закон о господдержке инвестиционной деятельности. За счет бюджета выделяются средства на создание необходимой инфраструктуры. И все же имеющийся потенциал реализован не в полной мере. А в последние два десятилетия фиксировалось существенное снижение рейтинговых показателей Самарской области среди субъектов РФ. В этом году региону удалось укрепить позиции в Национальном рейтинге состояния инвестклимата и подняться на 17 пунктов до 48-го места. Губернатор Дмитрий Азаров поставил задачу войти в десятку лидеров.
Прокурор Самарской области Константин Букреев подчеркнул, что организация надзора за исполнением законодательства о защите прав инвесторов является одним из приоритетов деятельности областной прокуратуры и планируется с учетом задач, поставленных главой государства и руководством Генеральной прокуратуры России. «Практика прокурорского надзора свидетельствует о наличии ряда проблем в сфере инвестиционной деятельности. Их решения требуют дополнительных совместных усилий всех госструктур региона», - сообщил он.
Заместитель прокурора региона Тимур Маслов в своем докладе подробно остановился на этих проблемах. В их числе нарушение сроков контрактов, заключаемых с органами власти, административные барьеры и отсутствие необходимой базы документов для развития инвестиционной деятельности. В 2018 году прокуратурой было выявлено почти полторы тысячи нарушений в сфере защиты прав субъектов инвестиционной деятельности, направлено 292 протеста, внесено 398 представлений, возбуждено 66 дел об административных правонарушениях. В суд направили 14 заявлений, к ответственности привлекли триста должностных лиц.
После вмешательства прокуратуры погашены долги по государственным и муниципальным контрактам перед подрядчиками и поставщиками за выполненные работы и оказанные услуги на 783 млн рублей. Подавляющая часть средств - 565 млн рублей - относится к обязательствам городов и районов. Задолженность региональных и федеральных органов власти - 191 млн и 27 млн рублей соответственно. По словам Тимура Маслова, разработана практика привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение сроков оплаты, также нарабатывается опыт предъявления регрессных исков. Три иска уже предъявлено, один добровольно удовлетворен.
Большие сложности у муниципалитетов возникают с нормативной базой, включающей в себя законы, постановления и другие документы. С одной стороны, ее не успевают приводить в соответствие с федеральным законодательством. С другой - выявлены двести документов органов власти, которые на деле мешают инвесторам. В некоторых муниципалитетах не определены подразделения, ответственные за работу с предпринимателями, не организован контроль за этой сферой. Отсутствие четко сформулированных требований к инвесторам при реализации проектов, равно как и информации о мерах поддержки, в итоге приводит к тому, что та или иная территория становится неинтересной для бизнеса. При выявлении подобных фактов прокуратура вносит представления и протесты, отменяются противоречащие законодательству документы и появляются необходимые акты.
 

Не проверяй, а предотвращай

Еще предпринимателей не радуют многочисленные проверки. На 2019 год уже поступило более 10 тыс. предложений об организации проверочных мероприятий, но более тысячи из них все же не получили одобрения. Также отметим, в 2017 году в Самарской области контролирующие ведомства федерального и регионального уровня провели 27,8 тыс. проверок, что в два раза меньше, чем в 2015 году (45 тыс.). При этом сохраняется большая доля внеплановых визитов ревизоров.
По словам Тимура Маслова, пристальное внимание прокуратура уделяет соблюдению законодательства об административных правонарушениях и назначению наказания субъектам малого и среднего предпринимательства, а также проведению органами контроля расследований. Установлены факты неприменения при назначении административного наказания, замены штрафов на предупреждения, случаи незаконных расследований для ухода от процедуры организации внеплановой проверки. В результате принятых прокуратурой мер работа органов контроля была скорректирована. Стоит отметить, что Управление Роспотребнадзора по Самарской области в 2016 году провело 1560 административных расследований, а за 10 месяцев 2018-го - всего 423. Если в 2016-м было составлено 8,9 тыс. протоколов о различного рода нарушениях, назначено 7,46 тыс. штрафов, а предупреждений вынесено лишь 442, то в этом году уже вынесено 1,29 тыс. предупреждений, назначено 4,3 тыс. штрафов и составлено 6,3 тыс. протоколов.
«Мы не ставим задачу выявить больше нарушений, - сказал Тимур Маслов. - Мы стараемся помочь контролирующим органам обеспечить нормальный бизнес-климат с соблюдением баланса общественных и государственных интересов. Ориентируем коллег на то, чтобы основания для внеплановых проверок изучались более тщательно, для исключения фактов злоупотребления полномочиями и недобросовестной конкуренции. Профилактика нарушений является одним из основных элементов реформы контрольно-надзорной деятельности, направленной на снижение административного давления на бизнес».
В ходе заседания было отмечено, что в регионе продолжится активная работа по выявлению нарушений прав инвесторов. Особое внимание будет уделяться фактам незаконных отказов в получении бизнесменами мер господдержки, разрешительной и иной документации, предоставлении земельных участков, оказании публичных услуг. Органам власти разного уровня рекомендовано обратить внимание на формирование прозрачной правовой базы в сфере инвестдеятельности.
 

Избежать черных списков

Также в числе острых для малого бизнеса вопросов - взаимодействие с банками. Каждому предпринимателю для работы необходим расчетный счет, но кредитные учреждения в ряде случаев могут его блокировать. Участники круглого стола, организованного ТПП Самарской области и реготделением Союза женщин России, на днях обсудили, как бизнесменам не угодить в черный список Росфинмониторинга.
Директор ООО «ДС-Аудит» Елена Миронова рассказала, что с блокировкой счетов сталкиваются многие клиенты ее бухгалтерской фирмы: «Чаще всего это происходит при поступлении на счет крупных сумм. Мы далеко не всегда понимаем, за что заблокирован счет. Как правило, никаких пояснений в банке не дают. Заморозить счета могут на срок до шести недель. В результате предприниматель не выполняет свои обязательства перед партнерами и клиентами, теряет деловую репутацию, не может выплатить зарплату работникам и несет прямые убытки. Нередко после блокировки счета бизнесмен объявляется «нежелательным клиентом», его вынуждают закрывать счет, при этом банки оставляют себе 20% находящихся на нем средств. Это массовая проблема, она возникает практически во всех кредитных учреждениях. Бизнесменам важно знать, за что блокируют счета и как этого избежать».
Заведующий сектором финансового мониторинга Отделения ЦБ РФ по Самарской области Владимир Максимов объяснил, что регулятор определил факторы риска, которые могут по отдельности или в совокупности служить сигналом для банков при принятии решении об отказе в обслуживании: «Признаками проведения сомнительных операций могут быть: уставный капитал, равный минимальному размеру в 10 тысяч рублей или незначительно его превышающий, срок работы бизнеса менее шести месяцев. Вопросы у банка возникнут, если предприятие в качестве адреса указывает места массовой регистрации, или если один и тот же человек является и учредителем, и руководителем. А если клиент ранее уже получал отказы в других банках, или у него уже был заморожен счет, то это станет дополнительной причиной для отказа в обслуживании».
Представители банков отметили, что критерии ЦБ РФ по отнесению сделок к сомнительным очень широки. Так, представитель «Западно-Сибирского банка» рассказал, что они были вынуждены отказать в открытии счетов 11 из 12 пришедших к ним в октябре клиентов. Это компании, существующие менее шести месяцев, с молодыми руководителями, зарегистрированные в бизнес-центрах.
По словам директора по развитию Самарского регионального центра по малому бизнесу ПАО «Ак Барс Банк» Александра Липатова, банкам бывает сложно отделить честную сделку от «серой»: «Если сейчас всю клиентскую базу малого бизнеса в Самарской области прогнать через эти критерии, то получится, что как минимум 30-40% предпринимателей совпадет хотя бы по одному показателю. Банки часто предпочитают перестраховаться и занести клиента в «черный» список, чтобы самим не вызвать нарекания со стороны Центробанка. Никто не хочет дополнительно «грузить» предпринимателя, но существуют правила игры, которых мы должны придерживаться. Поэтому для нас главный вопрос - как сделать так, чтобы хороший клиент не попал в «черный» список? И как его оттуда вытащить, если он все-таки в нем оказался?»
Подводя итоги обсуждения, президент Торгово-промышленной палаты региона Валерий Фомичев подчеркнул актуальность затронутых тем: «Во-первых, необходимо организовать обучение предпринимателей, чтобы они четко понимали, как правильно работать с банками, чтобы сделку не отнесли к сомнительным. Такое обучение мы организуем на площадке палаты. Во-вторых, мы будем обращаться в прокуратуру, чтобы там оценили правомерность критериев ЦБ РФ по отнесению сделок к сомнительным. Эти инструкции не должны противоречить гражданскому законодательству. Кроме того, будем совместно с прокуратурой и УФАС разбираться, насколько правомерна практика, когда банк оставляет себе 20% средств предпринимателя при закрытии счета. Это может противоречить конкуренции».

 

Нужен серьезный маркетинг региона

В областной инвестпортфель входят 150 проектов на 1,25 трлн рублей

Министр экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрий Богданов сообщил, что по объему инвестиций в основной капитал наша губерния находится в первой двадцатке субъектов РФ.

Самарская область, как объект иностранных и внутренних инвестиций, традиционно является одним из наиболее привлекательных субъектов РФ. В то же время, начиная с 2015 года, в регионе снижался объем инвестиций в основной капитал. По итогам этого года ситуация должна существенно улучшиться.
«Для укрепления экономического роста нам нужны масштабные инвестиции, новые конкурентоспособные производства, прорывные технологии, - сказал Дмитрий Богданов (на фото) на расширенном заседании коллегии прокуратуры области. - Стоит задача - использовать имеющийся потенциал умнее, быстрее и качественнее».
Самарская область находится в пуле регионов, где активно создаются новые специальные режимы. С одной стороны, у нас функционирует ОЭЗ «Тольятти», действует режим территории опережающего социального развития в Тольятти, с другой - работает сеть индустриальных парков.
Дмитрий Богданов сообщил, что Агентство по привлечению инвестиций расширит свой функционал. Сейчас оно ведет взаимодействие с инвесторами по принципу «единого окна», подбирает партнеров в соответствии с приоритетами компаний, содействует реализации проектов. Планируется, что агентство будет координировать работу организаций, которые ведут поддержку инвесторов с целью унифицировать систему. В итоге предпринимателю будет легче организовать и развивать свое дело в Самарской области. «Поставлена задача серьезного маркетинга региона», - сказал министр.
Также Дмитрий Богданов рассказал, что в 2019 году Минэкономразвития намерено упорядочить систему господдержки бизнеса, предусмотрев адресный подход. Кроме того, планируется разработать региональный закон о специальном инвестиционном контракте, внести изменения в налоговое законодательство и документы, регулирующие инвестиционную деятельность.

Общий климат для городов и районов

В регионе предлагается создать проектный офис по улучшению бизнес-среды во всех муниципалитетах

На расширенном заседании коллегии прокуратуры региона исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований в Самарской области» Дмитрий Славецкий предложил создать структуру, которая бы отвечала за работу по улучшению инвестклимата в муниципалитетах.
По его словам, в муниципалитетах складывается разная ситуация с налаживанием бизнес-климата. Тольятти стал примером успешной работы по привлечению инвесторов. В других городах и районах также происходят подвижки в этом направлении. Например, внедряются кейсы, основанные на примерах из атласа муниципальных практик Агентства стратегических инициатив. Во многих муниципалитетах созданы и актуализируются инвестиционные паспорта. Информация о потенциале территорий для создания предприятий размещается на специализированных порталах и сайтах местных администраций. К примеру, в Жигулевске выпускают инвестпослание главы города, где обозначены основные направления формирования бизнес-климата. Кроме того, активно ведется работа по консультированию предпринимателей. В Кинель-Черкасском районе работает бизнес-инкубатор. В то же время в ряде муниципалитетов гораздно сложнее развивать инвестклимат, чем в том же Тольятти, поскольку режим налоговых льгот там не действует. Там сложно готовить площадки для новых проектов с учетом подключения к сетям, которое обходится дорого. Об этом говорят и представители бизнеса, отмечая, что организационные затраты на создание предприятия высоки.
По мнению Дмитрия Славецкого, муниципалитетам необходима консультационная помощь Минэкономразвития региона для выстраивания единой системы работы с предпринимателями. И эту задачу мог бы взять на себя проектный офис, который сосредоточится на улучшении инвестклимата в городов и районов губернии.

Константин Букреев, прокурор Самарской области:
- Создание благоприятного бизнес-климата - ключевое условие развития экономики любого региона. Необходимо стабильно и эффективно реализовывать систему мер поддержки и защиты инвесторов. На протяжении последних лет мы ведем системную и последовательную работу по защите прав предпринимателей, обеспечению свободы экономической деятельности и снижению административного давления на бизнес. В целях получения обратного сигнала от инвесторов мы наладили тесное взаимодействие с бизнес-омбудсменом. В мероприятиях под эгидой прокуратуры принимают активное участие представители общественных организаций. Спектр нашего взаимодействия достаточно широк - заседания рабочих групп, приемы предпринимателей, межведомственные совещания. Мы и дальше будем практиковать разные формы взаимодействия с представителями бизнес-сообщества.

 

Дмитрий Оводенко, общественный представитель АСИ по Самарской области:
- В ходе таких мероприятий, как расширенное заседание коллегии областной прокуратуры, посвященное вопросам инвестклимата, с участием органов власти и общественных организаций предпринимателей, формируются общие подходы к инвестиционной политике региона. Обсуждаем, как работать с инвестором, какие требования предъявлять организации или предпринимателю, который хочет что-то сделать в Самарской области. Рассматриваем эти вопросы в ключе снижения административных барьеров или устранения тех ненужных требований, которые ложатся на плечи предпринимателей. Что касается существующих сроков подключения к сетям, то территории и участки разные, но иногда действительно приходится терять больше времени на эту работу, чем на фактическое возведение самой постройки. Здесь много уходит того «золотого» времени, когда предприятие в течение года-двух может давать продукцию, создавать реальные рабочие места и платить налоги в местный и федеральный бюджеты. Наша общая задача - выработать единые подходы к формированию инвестиционной политики территорий, чтобы разговаривать на одном языке с предпринимателями.

Оксана Кучканова, директор сети детских парикмахерских «Веселая расческа»:
- Одна из проблем, с которой часто сталкиваются малый бизнес и индивидуальные предприниматели, - это кредитование. Недавно наша сеть парикмахерских столкнулась с необходимостью переезда и, соответственно, ремонта нового помещения. При этом выяснилось, что в большинстве банков готовы выдать кредит малому и среднему бизнесу на сумму от 3 млн рублей, в то время как нам нужно было всего 200-300 тысяч. Второй сложностью, с которой сталкиваются многие предприниматели, стал залог. Для тех, кто работает на арендованных площадях и со специфическим оборудованием, которое сложно оценить, как, например, в парикмахерских, вопрос залога становится непреодолимым препятствием. Мы так и не смогли оформить кредит, пришлось собирать сумму по знакомым. Для честно работающего малого бизнеса кредитная поддержка и готовность банков к совместной работе очень актуальны.

 

Владимир Максимов, заведующий сектором финансового мониторинга Отделения ЦБ РФ по Самарской области:
- Установленные Центробанком критерии отнесения к сомнительным банковским операциям юридических лиц направлены против тех компаний, которые при уставном капитале в 10 тысяч рублей и небольшом сроке работы имеют миллионные обороты и явно работают по «серым» схемам. ЦБ РФ неоднократно обращал внимание своих поднадзорных, что эти критерии носят не обязательный, а рекомендательный характер. Однако на практике мы часто сталкиваемся с тем, что кредитные организации предпочитают перестраховаться и отказать клиенту в обслуживании. Поэтому был разработан специальный механизм реабилитации клиентов, попавших в «черные» списки Росфинмониторинга, создана специальная межведомственная комиссия при ЦБ РФ. Обращение в эту комиссию поможет провести проверку и исключить компанию из числа нежелательных клиентов. Также Центробанк рекомендует предпринимателям при возникновении у банков вопросов по тем или иным операциям не отмалчиваться, а давать исчерпывающие объяснения. Чтобы не возникало вопросов по поводу тарифов банка, всегда внимательно читайте договор, который вы подписываете. И всегда уточняйте, с кем конкретно в банке вам можно будет взаимодействовать в случае возникновения каких-либо проблем.

Николай Тарабин, исполнительный директор ассоциации НКО предпринимателей Самарской области «Взаимодействие»:
- От имени предпринимательского сообщества хочу выразить благодарность прокуратуре Самарской области и прокурорам на местах за их эффективную работу, в том числе в части инвестиционного законодательства. Сейчас почти все муниципалитеты нам присылают свои программы на оценку регулирующего воздействия. Минэкономразвития необходимо помочь муниципалитетам в составлении программы действий по поддержке инвесторов. Удачным могу назвать опыт организации в Новокуйбышевске и Сызрани инвестиционных советов, которые реально помогают предпринимателям воплотить задуманное в жизнь. Такие практики нужно тиражировать. Одна из важных проблем - подключение к инженерным сетям. Есть пример других регионов, где такая инфраструктура при создании производств может строиться за счет средств инвестпрограмм сетевых организаций. То есть практически бесплатно для инвестора. И на такие территории охотно приходят новые предприниматели.

Последние статьи

14 декабря
13 декабря
12 декабря
11 декабря

Архив Экономика и бизнес

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6