Мода наших предков

В областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина открылась выставка «О нарядах и обрядах»

На ней представлены картины и экспонаты, демонстрирующие колорит и многообразие традиций народов России. Авторы коллекции - московские художники Иван Кириллов и Мария Подкопаева.

Может ли что-то более красноречиво отразить культуру и мировоззрение людей, чем национальная одежда? В старину костюм был своеобразной визитной карточкой: по цвету, орнаменту и крою можно было определить социальный статус человека, его принадлежность к роду и профессии.
Московские художники Иван Кириллов и Мария Подкопаева более десяти лет разбираются в нюансах крестьянской моды ушедших веков. Уникальные вещи, ставшие экспонатами передвижной выставки, они собрали во время экспедиций по российской глубинке. Причем, по мнению авторов проекта, чтобы найти нечто уникальное, не обязательно ехать за тысячи километров от цивилизации.
«Есть районы, где и сейчас можно встретить женщин старшего возраста в традиционной одежде, - говорит Иван Кириллов. - Например, в Пензенской и Рязанской областях в некоторых деревнях до сих пор носят старинную юбку поневу, навершники, запоны. Когда увидел, глазам не поверил, словно в прошлое попал. Старшее поколение хранит традиции. Тема национального костюма очень красочная, неисчерпаемая, изучать ее - одно удовольствие».
На выставке представлено девять костюмов, среди которых и кручинное платье невесты, и костюм зверя из овечьей шкуры, в котором полвека назад еще колядовали на Рождество. Каждый костюм - продуманный образ, связанный с посевной, православными праздниками или со свадьбой. Удивительно, что вещи, возраст которых более ста лет, выглядят как новые. Невольно возникает вопрос - подлинные ли они? Иван Кириллов на этот вопрос отвечает утвердительно, уточняя, что над многими из них пришлось немало потрудиться, прежде чем они обрели выставочный вид.
«Большая удача, когда находишь практически нетронутую временем вещь, словно ее сшили вчера, - говорит Иван Кириллов. - Все дело в тканях. К примеру, ализариновый ситец по долговечности даст фору любому современному материалу. Но чаще всего приходится реставрировать. Что-то я сам ремонтирую, что-то делают мастера».
Удивляет разнообразие материалов - кожа, ситец, мех, домотканое полотно из конопли и льна. Причем лен кипенно-белый, а не привычный желто-серый. Дело в том, что на Руси уже с давних времен научились отбеливать лен. Полотно в течение 15 часов выдерживали в щелоке и оставляли под открытым небом, под солнцем на несколько дней, после чего еще раз вываривали в щелоке и стирали. Так лен становился белоснежным и мягким, из него шили нательные рубахи, полотенца и платья. И по сей день этот материал считается наиболее прочным.
Костюмный ряд дополняют картины, написанные акварелью в стиле реализм. На них изображены сцены из жизни крестьян - деревенские праздники, обычаи, обряды. Троица, Покров, Масленица, Иванов день, дни ледохода - для крестьян это был своеобразный календарь, регламентировавший их жизнь в течение года. Дополняют экспозицию предметы быта и домашняя утварь из фондов музея имени Алабина.
Экспозиция будет работать в Самаре до 10 февраля. Во время выставки пройдут мастер-классы по народным ремеслам, интерактивные занятия для школьников.

Владимир Лисейчев, директор Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина:
- Хочется, чтобы выставку посетили и взрослые, и дети. В современном мире технологий и гаджетов важно не забывать свои истоки. Когда видишь то, что создавалось руками наших предков, возникает особо трепетное чувство. Спасибо людям, которые собирают и коллекционируют такие вещи и позволяют нам прикоснуться к истории.

Последние статьи

14 декабря
13 декабря
12 декабря
11 декабря
07 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2