Намного сложнее, чем в Авиньоне

Архитектор Татьяна Рычкова о том, как интерьер театра готовит зрителей к спектаклю
Интерьеры получились совсем не мрачные. Было несколько приемов. Например, в вестибюлях есть общий, направленный, рассеянный, композиционный 
и акцентный варианты освещения
Интерьеры получились совсем не мрачные. Было несколько приемов. Например, в вестибюлях есть общий, направленный, рассеянный, композиционный и акцентный варианты освещения

Недавно открылась вторая очередь Самарского театра юного зрителя «СамАрт». Главный архитектор проекта Татьяна Рычкова рассказала про идеи, которые были заложены в проект, с какими трудностями пришлось столкнуться во время работы, а также о будущих планах на третью очередь.

Третий этап на очереди

Экскурсия начинается во дворе театра. Справа высится новое здание, которое уже совсем скоро будет принимать гостей на премьерные спектакли. Слева - вагончики строителей и ограждения. Как раз на этом месте планируется возводить третью очередь с главным входом в театр и центральным вестибюлем, которая объединит весь комплекс - первую, вторую очереди и реконструируемое здание бывшего кинотеатра «Тимуровец».
- Проект третьей очереди уже есть, многие его разделы прошли экспертизу. Что еще необходимо, чтобы он был отдан в работу?
- Необходима доработка раздела «Конструктивные решения». Эта часть очень важна, она содержит в себе сложную задачу реконструкции существующего здания.
- От чего зависят сроки реализации проекта?
- Все зависит от бюджета. Тут требуются совместные действия министерств строительства и культуры.
- Новое и существующее здание будут как-то взаимодействовать или останутся разделены?
- Каждая очередь может функционировать отдельно, но между всеми залами есть связь. Даже есть идея сделать спектакль, перетекающий из одного зала в другой. Важным элементом третьей очереди станет внутреннее дворовое пространство, где также могут проходить театральные действа. Главным элементом двора будет стеклянная стена-витраж, куда можно будет проецировать какую-либо информацию.
Это довольно сложный проект. Хотелось сделать не просто объект, а именно театр с большими возможностями для детей, молодежи и взрослых. Они сегодня выставляют новые требования к технологиям и средствам выражения. С вводом второй очереди появились новые перспективы в реализации самых смелых идей.

Импортозамещение и свет

- В новом театре несколько буфетов. На первом этаже он достаточно большой, в нем много различных светильников и экраны. Расскажите о своих идеях по этим пространствам?
- На первом этаже буфет рассчитан более чем на 49 человек, на втором он поменьше. У нас все строго по расчету, ведь проект бюджетный. На первом этаже особое внимание мы уделили свету. Получилось, что пространство может легко меняться с помощью разного освещения. Это театр, и каждый раз он может меняться, давать новую картинку. В интерьере есть интересные элементы. Например, над стойкой находятся индивидуальные светильники из ржавых гнутых труб. Фактура естественная, трубы обрабатывались кислотой. Таких приемов в интерьере очень много.
- Проект интерьера менялся несколько раз и достаточно кардинально. Что планировалось изначально?
- Сначала у нас был вариант с применением элементов фирмы OVA. Это «облака», ламели, всевозможные принты со встроенными светильниками, специальные конструкции и прочее. Хотелось, чтобы потолки были трансформирующимися и можно было что-то менять, добавлять. Изначально планировалось много импортных материалов, но они практически все были заменены на отечественные, что оказалось к лучшему. Были выполнены новые интерьеры. Театр современный, и интерьеры были продуманы в современной стилистике.

Стиль и современность

- Можно обозначить конкретный стиль, в котором сделан интерьер театра?
- Вопрос сложный. Есть и минимализм, и хай-тек, и лофт. Думаю, что интерьер ближе всего к этим направлениям. Это дает возможности для различных манипуляций с пространством. На третьем этаже есть помещение, которое резко отличается от всего остального. Это классический интерьер - мини-конференц-зал для гостей, встреч с журналистами.
- Интерьеры театра, где использованы приемы таких стилей, могли бы получиться мрачными. Какие решения были приняты, чтобы избежать этого?
- Интерьеры получились совсем не мрачные. Было несколько приемов. Например, в вестибюлях есть общий, направленный, рассеянный, композиционный и акцентный варианты освещения. Другой свет - другой интерьер. Декоративные покрытия на стенах практически все с добавлением приглушенного блеска. Это придает легкость брутальным бетонам. В монохромном интерьере предусмотрены диваны с разноцветными сидениями. Полы выполнены в серой гамме с элементами потертости, оживляются вставками из плитки под ржавчину. Шторы в виде жалюзи могут быть использованы в нескольких комбинациях. Сделаны были индивидуальные надписи - таблички. Все потолки, колонны, укрытия коммуникаций выполнены из нержавеющей стали, которая дает эффект зеркала. На стенах - экраны. Все фермы-треки несущие - на них можно вешать экспозиции, ткани-декорации. Они позволяют легко оформлять выставки.
- Уже больше десяти лет тянется история с проектом «СамАрта». За это время поменялось очень многое, поэтому вопрос об актуальности интерьерных решений стоит весьма остро.
- Здание современно, несмотря на большие временные периоды проектирования и строительства. Недалеко от Парижа есть город Авиньон. Там есть фестивальный театр, сделанный с такими же параметрами зала, как и «СамАрт», но наше здание начало строиться гораздо раньше французского и проект «СамАрта» намного сложнее. Интерьеры театра делались, когда коробка здания была готова.
- Вся эта история очень затянулась. И всех интересует, в чем была истинная причина столь долгих сроков.
- Был ряд причин. Бюджет, изменение нормативных документов. Первая экспертиза была пройдена в 2004 году. Были еще 2 экспертизы в связи с изменением норм и технического задания на проектирование. Последние изменения были выполнены перед самой сдачей объекта.

Большой труд

- Проект СамАрта - это большой труд целой команды архитекторов. Кто над ним работал?
- Автор идеи - Анатолий Баранников. Я - главный архитектор проекта и автор интерьерных решений. Все идеи обсуждались и принимались при участии руководства театра - Сергея Соколова и Николая Матвеева. Они ставили задачу, задавали вопросы. Мы решали, придумывали, реализовывали. Одна я не смогла бы справиться с таким большим объектом. С самого начала и по настоящее время на всех этапах над проектом театра работал архитектор Александр Варенов. Визуализацию интерьеров делали Дмитрий и Марина Хорошайло. Рабочими планами занималась Аниса Мингуллова. Помогали молодые специалисты.
- Старое здание «СамАрта», бывший кинотеатр «Тимуровец», - это проект Анатолия Баранникова. Останется ли что-то от него?
- Анатолий Иванович тогда только окончил институт. Он был автором «Тимуровца», поэтому эта тема нас очень трогает. Внешне от кинотеатра ничего не останется, но сохранятся залы и часть вестибюля с реконструкцией и трансформацией.

За кулисами

- Что было сделано для артистов? Чем новое пространство отличается от того, что было?
- В первой очереди для актеров были выполнены грим-уборные, во второй очереди они продолжились. Грим-уборные со всеми удобствами, диванами, с удобными местами для подготовки к спектаклям. Главное для актеров - это новое пространство зала и сцены. По периметру зала - коридор-галерея с возможностью выходов в любом необходимом месте в зал и из зала. В закулисной части много вспомогательных помещений: парикмахерская, зона отдыха, костюмерные, цеха, лифты для декораций. 
- В галерее есть стена, где видна кирпичная кладка. Расскажите про это дизайнерское решение.
- Галерея - это история. Изначально этот кусок с открытой кирпичной кладкой не был задуман. Здание долго было «заморожено», и в каких-то местах штукатурка просто отошла фрагментами. Мне пришла идея оставить это с минимальными корректировками и покраской. Здесь можно делать какие-то выставки - старые афиши, фотографии.
- Сейчас, когда театр вот-вот представит премьеру в новом зале, можете сказать, все ли из задумок у вас получилось?
- Концепций было много. Но мы вынуждены считаться с бюджетом и состоянием инженерных сетей. Мы сделали то, что планировали в определенных рамках.
- Ваша дочь тоже успешный архитектор, работает в Москве. У нее была возможность увидеть вашу работу и как-то ее прокомментировать?
- Да, она видела проект, и ей он понравился. Она - автор очень интересного с похожей функцией инновационного молодежного центра в Калуге, поэтому нам было о чем поговорить и посоветоваться. Я тоже видела ее объект и была от него в восторге, есть чем гордиться.

Последние статьи

14 декабря
13 декабря
12 декабря
11 декабря
07 декабря

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2