Моторы для фронта

Самарские школьники познакомились с историей ПАО «Кузнецов» и побывали в заводских цехах
50 моторов в сутки собирали на запущенном в сборочном цехе конвейере в 1943 году
50 моторов в сутки собирали на запущенном в сборочном цехе конвейере в 1943 году

Перед Парадом Памяти было проведено большое количество мероприятий, посвященных этому событию, например, уроки мужества и патриотические классные часы в образовательных учреждениях области. Были организованы экскурсии для школьников и студентов средних профессиональных учебных заведений на предприятия губернии, эвакуированные в годы Великой Отечественной войны в областную столицу.

После торжества на площади им. Куйбышева такие акции не закончились. В частности, учащиеся самарской школы №107 посетили музей и цеха ПАО «Кузнецов».
Ребята познакомились с историей предприятия. «Когда враг приближался к Москве, Государственный комитет обороны принял решение эвакуировать предприятие на Среднюю Волгу, - рассказывали им на экскурсии. - Последний эшелон с заводчанами ушел в Куйбышев 27 ноября, а уже 25 декабря на испытательной станции заработал первый куйбышевский мотор АМ-38».
В 1943 году на запущенном в сборочном цехе конвейере собиралось по 50 моторов в сутки. «Изделия завода №24 на грузовиках и подводах перевозились к соседям, на самолетостроительные заводы №1 и №18. Моторы устанавливались на штурмовики Ил-2. Заводские летчики их испытывали и передавали военным на фронт», - пояснила начальник центра истории и техники ПАО «Кузнецов» Наталья Аладьева.
В Куйбышеве за годы войны было произведено почти 40 тысяч штурмовиков Ил-2 и Ил-10. По словам историков, на каждом самолете был установлен двигатель, произведенный Куйбышевским моторостроительным заводом №24. «Именно в военные годы сформировался мощнейший промышленный потенциал нашего региона», - заметила Наталья Аладьева.
В ходе экскурсии ребята узнали, что в конце войны появились реактивные самолеты с турбореактивными двигателями. В мае 1949-го завод начал осваивать реактивный двигатель ВК-1. Со второй половины 1950-х годов на заводе началось внедрение в серийное производство двигателей марки «НК», разработанных в ОКБ генерального конструктора Николая Кузнецова.
Тесная связь с ОКБ помогла заводчанам освоить космическую продукцию. На предприятии вскоре было развернуто производство ракетных двигателей. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в мире облет Земли на ракете с двигателями куйбышевских моторостроителей.
Ребята побывали у памятника двигателю НК-12 МП, созданному Николаем Кузнецовым и открывшему новую эру в отечественном двигателестроении.
Школьники также увидели современное производство, посетив цех окончательной сборки газотурбинных двигателей, предназначенных для авиации и энергетики. Они могли задать рабочим и инженерам интересующие их вопросы. Многие из них касались выбора будущей профессии.
Они узнали, что предприятие вкладывает значительные средства в производство. Реализуется 13 инвестиционных проектов, принято решение о строительстве нового здания ОКБ, ведется профориентационная работа в партнерстве со школами и колледжами.
«Я узнала много нового о предприятиях, которые эвакуировались в Куйбышев в военные годы, о славной истории моторостроительного завода. Здорово вживую, а не на картинке взглянуть на двигатели, которые стоят на настоящих ракетах», - поделилась ученица школы №107 Дарья Бузлякова.
«Для нас такие встречи - это возможность рассказать ребятам о космосе и авиации. Они могут увидеть, какая техника существовала раньше, и посмотреть современное производство, - говорит руководитель аппарата управляющего директора ПАО «Кузнецов» Елена Меркулова. - На заводе много молодежи, которая хочет и умеет творить. Сегодня перед нами стоят не менее серьезные задачи, чем в годы Великой Отечественной войны».
Кстати, в этом году на Параде Памяти 7 ноября самарское предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации представляли молодые конструкторы, работники производства и испытательного комплекса. Ветераны предприятия наблюдали за парадом в качестве почетных гостей с трибун. А у зрителей была возможность ознакомиться с артефактами военного периода - ПАО «Кузнецов» представило широкой публике подшивку заводских газет того времени. Впервые сотрудники завода вынесли на площадь знамена советского периода, переданные ему на вечное хранение в знак признания особых производственных заслуг.

Сергей Павлинич,
управляющий директор ПАО «Кузнецов»:

- В ноябрьские дни 1941 года, когда на площади им. Куйбышева состоялся парад, шла эвакуация предприятия из Москвы. Со всего СССР сюда съезжались специалисты, чтобы в сжатые сроки начать производство моторов для фронта - задача, по масштабам сопоставимая с той, что стоит перед «Кузнецовым» в настоящее время.

Последние статьи

14 декабря
13 декабря
10 декабря
07 декабря
06 декабря
04 декабря
03 декабря
30 ноября

Архив Губерния

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2