здоровье

Страшные шипящие

Как справиться с проблемами речи у первоклашки

Логопеды утверждают, что сегодня чуть ли не больше половины детей имеют проблемы с речью. «ВК» узнала, как родителям обезопасить своего ребенка от подобных бед и к кому обращаться, если проблема все же возникла.

Развитие речевых навыков у детей - один из главных признаков формирования личности. Проблемы с речью помимо очевидных неудобств в общении могут нанести психологические травмы малышу и повлиять на его жизнь в будущем. По мнению заведующего кафедрой логопедии факультета психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета Елены Чаладзе, нарушения речи занимают лидирующую позицию среди проблем развития детей. «По различным данным, сегодня в России нарушениями речи страдают от 40 до 70% детей, включая младшие классы, - рассказывает она. - Здесь речь идет о различных проблемах: начиная от простого нарушения звукопроизношения и заканчивая самыми сложными нарушениями, в том числе нарушения письма и чтения».
Становление речи у ребенка проходит в несколько этапов и зависит от его возраста и индивидуальных особенностей. Как рассказывает Елена Чаладзе, в норме возраст от года должен сопровождаться появлением первых слов. Они, разумеется, могут звучать неумело и невнятно, но эти слова уже должны иметь некую предметную соотнесенность, не быть пустыми невнятными слогами. Следующая ключевая возрастная отметка - два года. Тут появляется фразовая речь. В три малыш должен уже овладеть основной системой родного языка, то есть уметь достаточно понятно о чем-то рассказать окружающим без какого-либо дополнительного «перевода». В пять-шесть лет ребенок уже свободно использует родной язык.
Если же проблемы с речью начались только в школе, то, скорее всего, они связаны с психологическими особенностями ребенка или же дает о себе знать не исправленные ранее проблемы устной речи. «Если у ребенка ранее была задержка развития речи и он не получал комплексного лечения, то в школьном возрасте у него могут быть проблемы с пересказом прочитанного материала, написанием сочинений, - рассказывают в самарском детском отделении неврологии и рефлексотерапии «Реацентр». - Как правило, страдают все устные предметы, которые требуют пересказа прочитанного в учебнике материала».
«Основа проблем с речью - чаще всего неврологическая симптоматика, - рассказывает медицинский психолог Дмитрий Борисов. - Врачи называют это минимальной мозговой дисфункцией. Дальше уже ребенок при коммуникации с окружающими начинает фиксироваться на проблемах речи, на заминках, на заикании. Его не понимают, не дослушивают и тогда проблема переходит в психологическую плоскость».
Чтобы максимально оградить ребенка от проблем с речью, стоит больше с ним общаться. При этом разговаривать на интересные ему темы, например, о мультфильмах или играх. «Важным компонентом для нормального речевого развития является мотивация к деятельности вообще, в том числе к речевой», - дополняет Елена Чаладзе. Иными словами, нужно дожидаться, когда ребенок сам объяснит, что ему нужно, а не преподносить все на блюдечке, предугадывая его желания.
Если же вы уже столкнулись с речевыми проблемами у ребенка, имеет смысл обратиться к логопеду и к неврологу. На бесплатной основе детям оказываются услуги в Логопедическом отделении №4 Речевого центра на Волжском проспекте, 43. Здесь в основном занимаются проблемами заикания. Для лечения используется методика Андроновой, подразумевающая работу по нескольким направлениям. Больные учатся устранять речевые судороги с помощью синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, формировать рефлекс спокойствия и автоматизировать новые навыки.
Также различные методики для улучшения психического и речевого развития детей сегодня применяются в самарском «Реацентре». К примеру, микротоковая рефлексотерапия улучшает работу речевых зон головного мозга. Кроме занятий с логопедом и дефектологом здесь также предлагают логопедический массаж, занятия с аудиотренажером, ноотропы (лекарственные средства, способствующие питанию клеток головного мозга). Какие из этих процедур подойдут ребенку - определяет детский невролог после консультации.

Елена Чаладзе,  заведующая кафедрой логопедии факультета психологии и специального образования СГСПУ:
- Несмотря на возраст малыша и его речевые возможности, общаться с ним нужно, как со взрослым человеком. Не стоит искусственно подстраиваться под его речь. Говорить надо короткими, четкими и правильно звучащими фразами. Также важно уделять ему достаточно внимания, но не нужно его подавлять, проявлять к нему пресловутую гиперопеку.

Архив Рынки

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2