Киноискусство запасной столицы

Вчера в Самаре торжественно открыли мемориальную доску, посвященную деятельности Куйбышевской студии документальных фильмов
Открытие мемориальной доски на здании, в котором располагалась Куйбышевская студия кинохроники,
6 ноября 2018 года.
Снятые куйбышевцами кадры вошли во многие документальные фильмы, это их глазами мы сейчас смотрим хронику Великой Отечественной войны
Открытие мемориальной доски на здании, в котором располагалась Куйбышевская студия кинохроники, 6 ноября 2018 года. Снятые куйбышевцами кадры вошли во многие документальные фильмы, это их глазами мы сейчас смотрим хронику Великой Отечественной войны

Памятная доска расположена на фасаде здания по адресу: ул. Молодогвардейская, 66. Именно здесь в 1927 году располагалась легендарная студия кинохроники, где создавались документальные фильмы и киножурналы.

Идея увековечить память о студии принадлежит киноведу Вере Мордвиновой, которая отдала ей несколько десятков лет. При активной поддержке городских властей это наконец стало возможным. Большую роль в этом также сыграли юные краеведы из школы №1 города Похвистнева - школьники вместе со своей учительницей Ириной Никитушкиной и директором школы Василей Гайнановой проделали большую работу по поиску архивных материалов, связанных с киностудией. Дизайн-проект мемориальной доски разработал известный скульптор Иван Мельников.
Эвакуация в Куйбышев в начале войны целой плеяды выдающихся деятелей искусства оказала самое благотворное влияние на культурный уровень города. За годы войны город превратился в крупнейший культурный центр Советского Союза. Само присутствие культурной элиты страны в нашем городе облагораживало его, поднимало его патриотический дух, влияло на эстетические взгляды горожан.
 В этот период в нашем городе огромный шаг вперед сделало кино. Да, оно снималось в военном Куйбышеве. Например, знаменитый режиссер Юлий Райзман летом 1943 года снимал здесь «Небо Москвы» с не менее знаменитыми Петром Алейниковым и Николаем Боголюбовым. Главную роль в фильме должна была исполнять очень популярная Валентина Караваева, самая молодая обладательница Сталинской премии, прославившаяся главной ролью в фильме «Машенька». Но произошла трагедия - по приезде в Куйбышев Караваева попала в страшную автокатастрофу, после которой сниматься не могла. И главную роль исполнила совсем юная студентка ВГИКа Нина Мазаева, срочно вызванная из Алма-Аты, куда был эвакуирован ВГИК. Фильм вышел на всесоюзный экран в 1944 году и был тепло принят зрителями.
Нина Яковлевна Мазаева очень хорошо запомнила военный Куйбышев.
Позже она рассказывала, как весь город был затемнен и было по-особенному тихо. Но люди вокруг были милые, доброжелательные, спокойные.

Нина Мазаева с любовью вспоминала Куйбышев военных лет

Съемки проходили на секретном аэродроме: все строения находились под землей, а сверху все было замаскировано дерном. Работали интенсивно. В девять утра уезжали на съемки, а возвращались в гостиницу в девять вечера. С Ниной Мазаевой в этом фильме снимались замечательные актеры - Петр Алейников, Николай Боголюбов, Петр Соболевский, Иван Кузнецов. Артистов, в первую очередь Петра Алейникова,  город боготворил.
Кстати, это был второй игровой фильм, который снимался в Куйбышеве. Первым был фильм по сценарию Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», он был снят в нашем городе перед самой войной, в 1940 году. Фильм стал легендарным, ведь благодаря ему в стране появилось тимуровское движение.

Нина Мазаева и Петр Алейников в фильме «Небо Москвы»

Если игровой фильм в военном Куйбышеве был снят только один, то документальное кино в городе снималось вовсю. Во-первых, здесь была своя студия кинохроники, а, во-вторых, в конце 1941 года по приказу председателя комитета по кинематографии при СНК СССР Ивана Большакова на базу Куйбышевской студии кинохроники была эвакуирована из столицы Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ) с дополнительным кинооборудованием и сотрудниками.
Сроки ставились жесткие. Через месяц оборудование должно быть смонтировано, и Куйбышевская студия должна была обеспечивать выпуск «Союз-киножурнала» - четыре номера в месяц, киножурнала «СССР на экране» - три номера в месяц, а также киножурналов в жанре «фильмы-песни» и короткометражных картин. И студия обеспечила.

А еще, учитывая, что в эвакуации находились многие деятели культуры и искусства - коллектив Большого театра, ведущие артисты, музыканты, композиторы, писатели, - было принято дополнительное решение выпускать киножурнал «Советское искусство». А с 1 июля 1942 года в студии был также начат выпуск нового ежемесячного журнала «Поволжье» - 3 номера в месяц, который охватывал все области и республики Поволжья и был задуман еще до войны.
Нас, конечно же, прежде всего интересуют кинокадры, связанные с людьми культуры и искусства. Вот сюжет «Союзкиножурнала» (№108, 24 ноября 1941 года), он посвящен антифашистскому митингу молодежи, проходившему в клубе им. Дзержинского. Наряду с местными представителями молодежи на нем выступила артистка Большого театра Ольга Лепешинская, отметившая, что «суровые условия фронта не страшат работников искусств. И если труден переезд, и если от усталости слипаются веки, и если нет времени для сна, то забываешь об этом, выступая перед бойцами нашей доблестной Красной армии. Пусть гаснет иной раз свет, пусть трещит под ногами импровизированная сцена, пусть иной раз антракты вынужденно прерывают арию или танец, как радостно сознавать, что в эти трудные, суровые, напряженные дни искусство нужно народу».

В другом сюжете «Союзкиножурнала» (№ 5, 7 февраля 1942 года), который назывался «В комитете по Сталинским премиям», было запечатлено проходившее в Куйбышеве заседание комитета с участием председателя комитета по делам искусства Михаила Храпченко, писателя Алексея Толстого, народных артистов СССР композитора Рейнгольда Глиэра, дирижера Самуила Самосуда, певицы Халимы Насыровой, скульптора Сергея Меркурова, кинорежиссеров Фридриха Эрмлера, Александра Довженко, художника Александра Герасимова. В сюжете рассказывалось, что на рассмотрение Комитета поступило около 100 произведений литературы, музыки, живописи и других видов искусств, и объявлялись победители.
Этому же событию в культурной жизни страны был посвящен и выпуск журнала «Советское искусство» (№ 5, 1942). Киножурнал сообщал, что в 1942 г. советское правительство удостоило высокого звания лауреатов Сталинской премии выдающихся мастеров искусств. В их числе – композитор Дмитрий Шостакович. В фильме прозвучали его слова: «Моя Седьмая симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю это сочинение».
Такие произведения искусства способствовали не только духовной мобилизации народа, но и развитию межгосударственных культурных связей. Международному значению Седьмой симфонии Шостаковича был посвящен сюжет «Америка и Англия будут слушать новую симфонию Д. Шостаковича» («Союзкиножурнал», № 5, 14 апреля 1942 года), в котором рассказывалось, как по просьбе американских и английских музыкантов расписывалась партитура симфонии и крупнейшие американские дирижеры - Леопольд Стойковский, Сергей Кусевицкий, Юджин Арманди - готовили ее к исполнению.
Этот номер киножурнала запечатлел также работу в Куйбышеве художника Георгия Савицкого, известного в стране своими батальными картинами «Непобедимый», «По следу врага» и другими.
Верность профессиональному и гражданскому долгу работников искусства проявлялась и в их непосредственной помощи фронту. Так, они активно участвовали в развернувшемся в Куйбышевской области патриотическом движении по сбору средств на строительство танковой колонны «Куйбышевский колхозник» и эскадрильи самолетов авиаполка «Валериан Куйбышев». О том, как коллектив Большого театра Союза ССР внес на эти цели 700 тысяч рублей, рассказывалось в кинорепортаже журнала «Поволжье» (№1, 1943). Помощь работников культуры защитникам Родины проявлялась и в их шефстве над ранеными воинами. В одном из выпусков киножурнала «Советское искусство» (№9, 1942) говорится о посещении артистами Большого театра раненых бойцов в подшефном куйбышевском госпитале. Камера запечатлела народных артистов СССР Максима Михайлова, Ольгу Лепешинскую, народную артистку РСФСР Наталью Шпиллер, других артистов. В исполнении Михайлова в фильме прозвучала «Былина о Пугачеве», которую внимательно слушали благодарные бойцы. В сюжете «В Куйбышеве открылась выставка работ ленинградских художников» («Поволжье», №46, 1943) оператор показал все разнообразие полотен и мнение о выставке ее посетителей.
В годы войны студия выпустила ряд произведений нового жанра - фильмы-песни, которые были популярными в широкой зрительской аудитории. Уже в 1942 г. студией было выпущено несколько таких фильмов-песен. Эти музыкальные кинокартины в основном демонстрировались в армейской аудитории и пользовались у бойцов неизменным успехом. Вот как, например, отзывались они после просмотра фильма-песни «Священная война»: «Этот фильм зажигает наши сердца и заставляет их гореть огнем глубокой ненависти к подлым врагам нашей матери-родины. Больше создавайте таких фильмов. Они зовут нас на бой, закаляют в борьбе». Как самую высокую оценку воспринимали такие отзывы кинодокументалисты, которые считали, что в дни войны «искусство должно быть на службе фронту».
Нельзя не сказать о куйбышевских мастерах документального кино. Одним из таких был замечательный кинооператор Николай Киселев. Он снимал военный парад 7 ноября 1941 года. Парад проходил на площади имени Куйбышева, его принимал Ворошилов, на трибуне были Калинин, Андреев, Вознесенский, Шверник, Вышинский, другие высокопоставленные работники, в том числе куйбышевские руководители, на параде присутствовали иностранные дипломаты. Сегодня эти кинокадры стали легендарными. Кстати, вел репортаж с этого парада известный писатель и кинодраматург Петр Павленко (автор киносценариев «Александр Невский», «Клятва», «Падение Берлина»), который находился здесь в эвакуации.

Климент Ворошилов и Михаил Калинин на трибуне военного парада. Куйбышев, 7 ноября 1941 года

А Николай Киселев ушел добровольцем на войну, стал военным кинооператором. Был на Белорусском фронте, прошел Польшу, завершал войну в Берлине, в числе других операторов снимал подписание акта о капитуляции фашистской Германии.

В цеху, где строят Ил-2. 1942 год

Куйбышевские кинооператоры снимали все самое главное, что происходило в то время в Куйбышеве: как на Безымянке разворачивались эвакуированные заводы, как под открытым небом росли цеха и выдавали необходимую для фронта продукцию. На отснятых ими кинокадрах мы видим бригады подростков и женщин, знаменитую на всю страну «фронтовую бригаду» Гавриила Извекова. На кинопленке запечатлены сборка легендарного Ил-2, передача фронту самолетов, построенных на собранные средства горожан, колхозников и эвакуированных творческих работников, премьера Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича, открытие выставки военных трофеев в Куйбышевском музее революции.

На выставке военных трофеев в куйбышевском музее революции. 30 апреля 1942 года

Уникальные кадры сохранились и часто используются, и это и гордость, и память нашего города, нашей запасной столицы на долгие десятилетия.
Поскольку Куйбышевская студия кинохроники стала базой Центральной студии документальных фильмов, то сюда поступали боевые репортажи с фронтов. Здесь было сосредоточено производство оперативных сборников фронтовой кинохроники и военно-патриотических фильмов. В 1942 году из Куйбышева были выпущены на экраны хроникальные фильмы «В бой за Родину», «Священная война», «В бой, сыны народа!», «Самолеты идут на фронт», «Нефть фронту», «Хлеб фронту» и другие.
В это время на фронте работали куйбышевские кинооператоры Александр Казначеев, Николай Голубев, Василий Косицын и другие. Многие из них погибли. Так, Владимира Сущинского пуля сразила во время съемок, но камера продолжала работать, пока он падал…
Снятые куйбышевцами кадры вошли во многие документальные фильмы, это их глазами мы сейчас смотрим хронику Великой Отечественной. Уже в феврале 1942 года состоялась премьера фильма режиссера И. Копалина «Разгром немецких войск под Москвой». В картине использовались съемки 15 кинооператоров. И это был один из первых документальных фильмов, который получил премию «Оскар».
Продукция Куйбышевской студии кинохроники в годы войны была известна и за пределами СССР. Для зарубежного зрителя на студии создавались специальные киножурналы «СССР на экране», которые отправлялись союзникам - в Великобританию и США. В 1942 году на студии были произведены специальные фильмы на экспорт - «Героический Севастополь», «Парад польской части» и другие.  

Последние статьи

20 ноября
16 ноября

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2