Такое разное искусство «Ночи»

В музеях, театрах, библиотеках и концертных залах прошла акция «Ночь искусств»
В Художественном музее прошли мастер-классы для детей и взрослых
В Художественном музее прошли мастер-классы для детей и взрослых

Кто только не участвовал в этом году в «Ночи искусств». И, возможно, главными ее героями следовало бы назвать заведомо менее популярные площадки с бесплатным входом - библиотеки, выставочный центр «Радуга», Дом дружбы народов - все они действительно старались сделать вечер особенным без перспективы подзаработать.

Коллективное воспоминание

В Центральной городской библиотеке прошел вечер индийской тематики - и там было все, от болливудских танцев до искусства медитации. В «Радуге», конечно, были выставки, но также и концерт Mikkai Kumo, и театральная инсталляция, и мастерская абстрактного рисунка...
Основной же поток гостей, как обычно, направился в центр города. Музей имени Алабина предложил насыщенную программу для публики всех возрастов - там были и мастер-класс по африканским барабанам, и спектакль «Аленький цветочек», и лекция об искусстве скифов, и несколько концертов. Не говоря уже о том, что в музее были открыты для посещения любопытные экспозиции. Все это позволило собрать достойную численность публики.
Литературный музей предложил программу менее однозначную. Явно удачным в ней получился лекторий о советских реалиях (привязанный к выставке рекламы в СССР). Но звуки нойза, одного из самых специфических музыкальных жанров, в исполнении Алексея Киселева смутили (если не сказать распугали) публику, а полуторачасовой концерт «Конторы Кука» оказался слишком затянутым для зрителя, не привыкшего оставаться на одном месте. Музей модерна был оригинальным и в своих перфомансах смело залезал на территорию современного искусства. В частности, он предложил гостям создать коллективное воспоминание о 2018-м, отсканировав какой-либо принесенный с собой предмет. Молодые актеры зачитывали вперемешку обрывки впечатлений из 1918-го и 2018-го. Музыкальный коллектив Art Nouveau Delay озвучивал немую кинохронику. А специальным участником стал молодой звонарь Савва Зорин. Не все активности получились эффектными, но во всяком случае в особняке Курлиной было ровно столько посетителей, сколько он мог комфортно вместить.

Искусство «Оттепели»

Центром притяжения в галерее «Виктория» стал обеденный стол с керамическими тортами

Художественный музей свою «Ночь» решил посвятить периоду «оттепели», тем более что многое для этого есть: и выставка «Суровый стиль», представленная в «Лектории», и работы Вадима Сушко в Мраморном зале, и сам автор – свидетель эпохи, которому довелось вместе с группой художников-шестидесятников проехать по комсомольским стройкам Сибири. Две выставки - «Суровый стиль» и персональная Вадима Сушко - прекрасно рифмовались друг с другом, и лектор бодро водил экскурсии по залам. Однако неловко было наблюдать, как экскурсовод с группой следовали от картины к картине, обходя стороной самого автора, слушавшего, как о его работах и о нем самом говорят в третьем лице. Но потом спохватились, направили свои взгляды на художника, последовали вопросы, поздравления - так началась творческая встреча.
В холле второго этажа практически весь вечер звучал рок-н-ролл, желающих обучали свингу, а по соседству стилист Елена Радюкова рассказывала о моде 60-х, об иконах стиля того времени – Жаклин Кеннеди, Одри Хепберн, Брижит Бардо... Как пример того, что и сегодня 60-е в моде, девушки-модели демонстрировали наряды.
Художественный музей организовал более чем насыщенную программу. В то время как на втором этаже рассказывали о моде и о времени, на третьем читали стихи и учились росписи одежды, на первом рассуждали о нонконформизме. Правда, на лекцию едва собралось «два с половиной человека», зато мастер-класс Любови Егоровой, посвященный творчеству Джексона Поллока, увлек многих. Поллок работал на холстах огромного размера: расстилал их прямо на полу и разбрызгивал краску с кистей. Участники мастер-класса также получили возможность разбрызгивать и капать, для этого часть пола и стены были предварительно завешаны полиэтиленом.

Кое-что еще

Главным притяжением галереи «Виктория» стала экскурсия Сергея Баландина по выставке молодых британских художников «Кое-что еще». Интерес на выставке вызывает все: и странные, похожие на корнеплоды скульптуры-руки, созданные художницей после путешествия по Индии. Руки - потому что в индийской культуре жест имеет огромное значение, схожесть с корнеплодами - как намек на общие корни. Любопытно выглядит и керамический полиэтиленовый пакет (все окружающее нас - это тоже искусство), и обеденный стол, уставленный керамическими тортами и керамическими же человеческими головами на блюдах в окружении фруктов, ягод, цветов и спагетти. И еще один центр притяжения - огромное полотно «Лондонские длиннохвостые попугаи», в которой попугайчикам-то отведено самое скромное место, при том что картина заполнена интерьером в стиле рококо, роскошным до «приторности». Ходить по выставке, рассматривать, угадывать смыслы - это увлекательнейшее занятие, и гости «Ночи» этим, конечно, воспользовались.

Театральная ночь

Свои «ночные» программы подготовили театры и концертные залы. например, театр оперы и балета показал спектакль «Сказка о Царе Салтане»

Меж тем свои ночные программы подготовили театры и концертные залы. Так, филармония представила мультимедийное шоу – «Музыка в темноте». На этот раз Вивальди и Бах звучали на фоне панорамы вселенной – 3D-картин звездного неба. В театре оперы и балета прошла экскурсия по закулисью, посетители узнали, что грим в драматических театрах в корне отличается от грима в опере, прослушали лекцию о техническом оснащении здания, а также стали свидетелями перемены декораций. После чего были приглашены на спектакль «Сказка о царе Салтане». На этом подарки от «Ночи» не завершились, в антракте шеф-бариста кофейни White Cup Евгений Ивахненко провел мастер-класс по Latte art, и к нему выстроилась очередь из желающих порисовать на молочной пенке кофе.

Каждый за себя

«Ночь искусств» в этом году нечаянно проиллюстрировала глобальную ситуацию в мире культуры - искусства кругом много, но спрос на него драматически падает даже в связи с таким пустяком, как ноябрьский дождь. Кроме того, участники процесса предпочитают конкурировать за внимание зрителя вместо того, чтобы сотрудничать. В Самаре до сих пор не придумали единого билета на события «Ночи», так что посещение двух популярных площадок вдвоем избавляет вас от тысячи рублей. В то же время программа почти всюду построена так, что предполагает присутствие только в одном месте от начала до конца. Вместо того чтобы насытить «Ночь искусств» короткими повторяющимися активностями, участники устраивали лекции или концерты продолжительностью в час, показывали длительные спектакли или перфомансы, устраивали квесты, к которым так просто не присоединишься. Некоторые даже не потрудились сымитировать интерес к мероприятию и ничего сверхурочного не подготовили. И если в этом году «Ночь искусств» проходила под слоганом «Искусство объединяет», то в самарской ситуации он звучал несколько саркастически.

«Ночь искусств» в этом году нечаянно проиллюстрировала глобальную ситуацию в мире культуры - искусства кругом много, но спрос на него драматически падает даже в связи с таким пустяком, как ноябрьский дождь

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2