Храм, похожий на замок

В селе Мусорка возрождается церковь Космы и Дамиана
Церковь Космы и Дамиана в Мусорке была рассчитана на полторы тысячи человек. Ее строительство началось в 1896 году. Строили всем миром. Надежно. Казалось, на века. Храм построен по проекту архитектора Тадеуша Севериновича Хилинского. Будучи поляком, он внес сюда много элементов готического стиля. Например, стрельчатые арки
Церковь Космы и Дамиана в Мусорке была рассчитана на полторы тысячи человек. Ее строительство началось в 1896 году. Строили всем миром. Надежно. Казалось, на века. Храм построен по проекту архитектора Тадеуша Севериновича Хилинского. Будучи поляком, он внес сюда много элементов готического стиля. Например, стрельчатые арки

Это село, что в сорока километрах от Тольятти, лежит на трассе, соединяющей нашу область и Ульяновскую. И местный величественный храм Святых Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана – это первый храм, который видят гости, въезжающие к нам со стороны Ульяновска.

В начале

Исполинская сорокаметровая церковь с 22 золочеными куполами стоит на возвышенности в центре села и видна за несколько километров от него. По своим масштабам эта церковь, похожая на сказочный замок, соизмерима с грандиозным московским храмом Христа Спасителя. Удивительно, что это архитектурное чудо (шесть лет назад здание храма было внесено в реестр культурного наследия Самарской области) родилось не на городской, а на сельской земле.
Село Мусорка (с ударением на второй слог) появилось на карте губернии в начале восемнадцатого века. В то время шло активное переселение в Поволжье крестьян из других областей России. Судя по названию села, среди переселенцев было немало представителей мордвы. Название это произошло от финно-угорских слов «му» («земля») и «сор» («степное озеро»). Озерами окрестности села, действительно, богаты.
В 1775 году в селе был построен деревянный храм. Село разрасталось, и сто лет спустя выяснилось, что эта церковь не вмещает всех желающих прийти на службу. На сельском сходе было решено ее разобрать и продать в соседнее село Кирилловку, а вместо нее построить кирпичную церковь. Да такую, чтоб душа радовалась. Новая церковь была рассчитана на полторы тысячи человек. Ее строительство началось в 1896 году. Строили всем миром. Надежно. Казалось, на века. Камень для фундамента возили на подводах из карьера в Жигулевских горах. Раствор для укладки кирпича замешивали на куриных яйцах, которые собирали с каждого сельского подворья. Заранее объявляли сбор, и жители выставляли на двор целые корзины яиц. Строительство, как и положено, велось только в теплое время года, осенью оно прекращалось.
К 1905 году основную работу закончили. Храм поражал современников своими внушительными размерами и разнообразием форм. Сорокаметровый храм-богатырь в псевдорусском стиле с шатрами на фигурных граненых башенках, с многочисленными декоративными арками и кокошниками. Запад в этой архитектуре встретился с востоком. «Храм построен по проекту архитектора Тадеуша Севериновича Хилинского, - рассказывает настоятель этой церкви протоиерей Олег Анучин. - Будучи поляком, он внес сюда много элементов готического стиля. Здесь можно увидеть, например, стрельчатые арки, как в католических церквях».
В 1907 году церковь освятили, и здесь начали проходить службы. Первым настоятелем стал протоиерей Василий Крылов. «Человек этот оставил заметный след в духовной жизни не только нашего села, но и всего края, - говорит отец Олег. – С ним было связано явление чудесной иконы Божьей матери «Избавительница от бед»». В 1917 году он принес ее в соседнее село, Ташлу, вместе с прихожанами из Мусорки и отслужил возле нее самую первую службу». А приехал Василий Крылов в Мусорку, по словам нынешнего старосты храма Владимира Лазарева, изучавшего церковные записи, еще во время строительства церкви, в 1900 году. И здесь ему всем миром построили дом недалеко от храма. Батюшка этот, в отличие от многих других, живших в то время, умер своей смертью и похоронен в Самаре. А вот судьба его семьи сложилась трагически. Во время Гражданской войны один из его сыновей пошел воевать на стороне красных, другой ушел в белую армию. И тот, и другой были расстреляны.

Разруха

Архитектурные задумки Тадеуша Хилинского были так грандиозны, что строительные работы здесь продолжались еще десять лет после освящения храма, вплоть до Октябрьской революции 1917 года. И так и не были завершены. К моменту революционных потрясений не была достроена колокольня, и колокола висели на специальной площадке у церковной стены.
Храм Космы и Дамиана получился не только величественным, но и необычайно крепким. При советской власти церковь пытались взорвать, но она только вздрогнула от взрыва. Хотели применить более мощный заряд, да побоялись, что пострадают близлежащие дома. Несколько дней расшатывали стены тракторами – сельхозмашины сломались, не выдержав нагрузки. Что неудивительно: ширина кладки у основания храма – больше двух метров.
В 1930-м храм закрыли. Священнослужителей арестовали и отправили в ссылку. Церковь не смогли уничтожить, но разорили и унизили ее. Сначала в ней устроили тракторную станцию и зернохранилище, был здесь и склад. А с 1964 года церковь просто стояла заброшенной. Вместо сгнивших полов – земля, проросшая травой. Выбитые окна. Под бывшие церковные своды заходила скотина, которая пряталась здесь от жары. «Когда очищали стены, - рассказывает староста храма, - я видел следы от пуль. Не знаю, откуда. Может, пьяные мужики зашли сюда и давай стрелять по фрескам».
Церковь превратилась в развалины. Черно-белые большие фотографии внутри нынешнего храма – печальное напоминание об этом. В те годы храм осел. Постепенно разрушилась кровля, дожди в течение многих лет заливали чудесные фрески с изображением святых. Когда храм передали верующим, даже те росписи, что сохранились, уже невозможно было отреставрировать, они сыпались, часть была покрыта плесенью. Верующие сюда не заходили. Они, по словам Владимира Лазарева, отправлялись на службу в Ташлу. В праздник шли целыми вереницами, вспоминает староста.

Возрождение

Восстановление церкви началось в 90-х годах. Сами прихожане вычищали мусор, восстанавливали стены, окна, пол. Однако дело это шло медленно и непросто. И только с приходом нового настоятеля, Олега Анучина, оно сдвинулось. В последние годы с помощью местных прихожан и немногочисленных спонсоров церковь постепенно приобретает первозданный вид. Храм возрождается из руин. Уже возведены все 22 шатровых купола, и теперь храм снова напоминает старинный замок. Рядом три года назад вознеслась на 51 метр кирпичная колокольня, зазвонили колокола. В храме есть свой звонарь. А есть и электронный звонарь, которым управляют с помощью пульта. В его «репертуаре» - полсотни с лишним мелодий.
По приставной дощечке – ступеней пока нет – вместе со старостой храма Владимиром Лазаревым входим в помещение церкви. Величественные колонны, аркообразные окна, побеленные недавно стены, цементный пол. Леса, поднимающиеся ввысь. Прохладно.
Как будет дальше преображаться храм? В первую очередь, рядом будет построена котельная, и в помещение храма проведут отопление. А затем уже будет продолжена реконструкция. Дел еще много. Нужно завершить внутреннюю отделку храма, кровельные работы. Но это уже на будущий год, с наступлением тепла. Строительные работы вот уже 12 лет ведет бригада из Украины, из Винницкой области, которая приезжает сюда каждый год на лето, после Пасхи. Кстати, эта же бригада восстанавливала храм в селе Рождествено и в Калиновке. А помогают украинским строителям подсобные рабочие из местных жителей. Дальше предстоит расписывать храм. К счастью, есть фотографии первоначальных росписей, говорит староста. И точно по ним будут создаваться новые.
Староста Владимир Лазарев, принимающий живое участие в возрождении храма, - коренной житель села. «Я запомнил эту церковь уже в полуразрушенном виде, - говорит Владимир, - когда здесь чинили трактора. Мы, мальчишки, любили прибегать сюда после школы, лазили по храму, рассматривали все». А вот бабушка Владимира рассказывала ему, как вместе с другими сельчанами участвовала в строительстве того, прежнего храма. Приходили сюда по доброй воле, чтобы возводить эту красоту. Сами же жили в бедных домишках, крытых соломой.

Иконы

В будущем церковь Космы и Дамиана станет трехпрестольной. Здесь появится два придела – в честь Божьей Матери Скоропослушницы и в честь Девяти Мучеников Кизических. Рядом с храмом планируется построить здание воскресной школы c трапезной, библиотекой и церковной лавкой. А пока богослужения ведутся в молельном доме – в здании, где раньше находился магазин. Икона Космы и Дамиана находится здесь, в молельном доме, и ждет своего возвращения в храм. «Эта икона, которую сохранила одна из местных жительниц, - старинная, - говорит отец Олег. – Скорее всего, она находилась еще в первоначальной, деревянной церкви». Удивительное дело: старинная икона, упрятанная на много лет где-то на чердаке, в неприспособленных для хранения условиях, сейчас в очень хорошем состоянии, хоть и не реставрировалась. Бессребреники Косма и Дамиан, в честь которых назван храм, в народе почитаются как святые, исцелявшие людей. «Удивительно, что и у нас в Мусорке многие получили медицинское образование, работают врачами и медсестрами – и в нашем селе, и в Самаре, и в других местах, - заметил отец Олег. - Может быть, это говорит о том, что не мы выбираем святых, а святые нас выбирают?»
Икон в молельном доме много – и современных, и старинных. Некоторые из них, рассказывает батюшка, местные жители буквально вытаскивали из огня, когда их собирались сжечь. А потом хранили у себя на чердаках. «Мой дед был священником. Я помню, он тоже прятал иконы у нас на чердаке», - говорит отец Олег. Есть здесь и очень выразительные объемные иконы, украшенные бисерной вышивкой и чеканкой.
Значительная часть икон была передана многочисленными паломниками. Они приезжают сюда каждую субботу. А затем на форумах оставляют благодарные записи о том, какой удивительный и хлебосольный народ живет в Мусорке.

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2