Дворцы Мариуса Петипа

В Самарском академическом театре оперы и балета завершился фестиваль классического балета
Петипа создал весь базовый репертуар, которым мы пользуемся сейчас, а все, что ему досталось от предшественников, он свел, упорядочил и ввел в ХХ век
Петипа создал весь базовый репертуар, которым мы пользуемся сейчас, а все, что ему досталось от предшественников, он свел, упорядочил и ввел в ХХ век

Программу XVIII фестиваля классического балета имени А. Шелест составили два гала-концерта и три спектакля, объединенных общей темой «Эпоха Петипа. После Петипа».

Гости из Франции

Весь театральный мир отмечает в этом году 200-летие со дня рождения французского по происхождению, но все же очень русского солиста балета, балетмейстера, театрального деятеля Мариуса Петипа.  
«Эпоха Петипа. После Петипа» - очень точное название для фестиваля классического балета в XXI веке.
«Мариус Петипа - великая личность не только для русского балета, но и для зарубежного. Он сохранил не только свои собственные спектакли, но и балеты предшественников. И благодаря ему репертуар современного театра пополняется разными редакциями «Жизели», «Эсмеральды», «Сельфиды» и многих других спектаклей, - рассказал главный балетмейстер самарского театра Юрий Бурлака. - Петипа привел классический балет к тому виду, который мы привыкли видеть, это большие многоактные спектакли с огромной иерархической лестницей: кордебалет, солисты, корифеи, балерины, премьеры. Это строение русского театра, это строение классических спектаклей Петипа.
И самая главная его заслуга - это русская классическая школа, которой пользуемся по сегодняшний день».
В подтверждение этих слов – афиша самарского театра оперы и балета, из двенадцати балетных спектаклей которого шесть - это спектакли в хореографии Мариуса Петипа.
В дни фестиваля были показаны балеты: «Баядерка» Минкуса, «Спящая красавица» Чайковского, «Эсмеральда» Цезаря Пуни. С участием солистов и премьеров Большого и Мариинского театров.
На завершающем гала-концерте публику с окончанием фестиваля поздравил глава областного министерства культуры Сергей Филиппов: «Фестиваль прошел при повышенном внимании публики, при полных залах. Классический балет составляет славу и гордость России во всем мире. Наш фестиваль – одна из ярких страниц в событиях балета и в России и за рубежом. В этом году фестиваль особенный – он посвящен Мариусу Петипа - величайшему русскому и французскому хореографу, фактически создавшему классический русский балет. Приятно, что в этом году наш фестиваль принимает у себя в гостях артистов из театра Капитолия города Тулузы и проходит одновременно с фестивалем «Французская осень» в Самаре».

В завершающем гала-концерте вместе с артистами и солистами самарского театра выступили премьер балета Мариинского театра Тимур Аскеров, солистка балета Мариинского театра
Кристина Шапран и гости из Франции: этуаль театра Капитолия Тулузы Наталья де Фробервиль и этуаль этого же театра Давит Галстян.
Гала-концерт открылся самой визуально красивой сценой из балета «Корсар» - «Оживленный сад».

Встречи и лекции

В самаре выступили солисты театра Капитолия  Тулузы Наталья де Фробервиль и Давит Галстян

Программу балетного фестиваля этого года составили не только спектакли и концерты, но и творческие встречи. Так 27 октября самарская публика имела возможность пообщаться с директором, художественным руководителем балетной труппы Театра Капитолия Тулузы Кадером Беларби. Отчасти Кадер Беларби также считает себя наследником Петипа, только через другого великого танцовщика и балетмейстера Рудольфа Нуриева, учеником которого ему посчастливилось быть.
На сегодняшний день Беларби является автором около 40 балетов: «Жизель, или Виллисы», «Зал потерянных шагов», «Семейство комедиантов» и многих др. Театр Капитолия он возглавляет с 2012 года, и репертуар его театра составляют как классические балеты, в том числе и в хореографии Петипа, так и современные.
Кроме того, в рамках фестиваля прошла лекция «Классический балет как типовое строительство», ее автор - помощник художественного руководителя Урал Балета в Екатеринбурге, автор балетных сценариев, критических статей и эссе о балете и академической музыке Богдан Королек.
Интереснейшим образом рассказанная история русского балета и история самого Петипа, к сожалению, собрала мало слушателей. Но огромное желание тех, кто там оказался, - сделать подобные встречи традицией фестиваля.
Из каких блоков Петипа строил свои балеты? Чем оправданы эти построения? Что эти структуры сообщали зрителям позапрошлого века и что сообщают нам сегодня? Этим вопросам была посвящена встреча.

Иерархии Петипа

Мариус Петипа поставил в России около 60 спектаклей, плюс осуществил редакции балетов своих современников.  «Он их надстраивал, достраивал, очень деликатно, понимая суть каждого произведения. «Тщетную предосторожность» он ввел в современность совместно со Львом Ивановым», - рассказывал Богдан Королек.
Удивительно, но лучшие свои балеты Петипа поставил после 70 лет, и в 85 лет был еще полон идей и замыслов, им были написаны новые сценарии, которые позже были воплощены другими балетмейстерами. Например, балет «Щелкунчик» позже по сценарному плану Петипа поставил Лев Иванов.

В дни фестиваля прошла встреча с директором Театра Капитолия Тулузы Кадером Беларби

«Петипа создал весь базовый репертуар, которым мы пользуемся сейчас, а все, что ему досталось от предшественников, он свел, упорядочил и ввел в ХХ век. Двадцатый век этой структурой распоряжался по-своему,  - рассказывал Богдан Королек. - Петипа очень строго ранжировал пластические языки. Все начиналось с ходьбы, с марша, это важный элемент в иерархии хореографии Петипа. Второе - это историко-бытовой танец: менуэты, гавоты, все старинные бытовые, крестьянские жанры. Третий – танец-гротеск, это язык злодеев или комических персонажей. Следующая ступенька – танец характерный, национальный – венгерский, индийский, польский, цыганский. Балеты Петипа как бы готовили зрителя к глобализации веха ХХ. Также в балетах Петипа присутствует пантомимный язык, язык жестов, и, наконец, вершина иерархии – классический танец на пуантах. На этом языке изъясняются все положительные герои и балерина. Большое классическое па, Гран-па – кульминация всего балета Мариуса Петипа». Кстати, вершиной иерархии в структуре балетной труппы в XIX веке была балерина, одна-единственная.  Может быть поэтому на Западе русская балерина - это нечто мифическое, как сказал Кадер Беларби: «Балерина - это миф, русский миф».
«Но главное в балетах Петипа - это соотношение характерного и классического, аллегро и адажио, соотношение сферы бытовой и сферы снов, соотношение разнохарактерных блоков, потому что каждый из балетов Петипа - это не только зрелище, это система жанровых сцепок и противовесов. Всегда одно уравновешено другим, цветное сменяется монохромным, быстрое -  неторопливым. Все очень сбалансировано. В ХХ же веке это строение начали  растаскивать, расшатывать, а точнее, типовой дворец Петипа сам начал разваливаться…»
В ХХ столетии характерные сюиты отделились и в несколько более экстравагантной форме зажили в форме ансамбля народного танца. Классические Гран-па - сны и видения, встречи с красотой превратились в одноактные, абстрактные танцевальные формы, в первую очередь эти формы связывают с именем Баланчина, человека, который воспитывался на балетах Петипа. Пантомима, естественно, сначала ушла в новорожденное кино...
Но, несмотря ни на что, и сейчас, спустя 200 лет после рождения Петипа, мы продолжаем жить его балетами. В настоящее время набирает силу реконструкторское движение, и самарскому театру очень повезло, его сейчас возглавляет Юрий Бурлака - уникальный реставратор старинных балетов.
А значит, самарскую публику ждут большие спектакли, соответствующие структуре Мариуса Петипа.

Программу гала-концерта составили хореографические номера из балетов XIX и XX веков

Последние статьи

16 января
15 января
10 января
09 января
28 декабря 2018
27 декабря 2018

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4