Театр

«Идиот» с оглядкой на Иуду

Случайный свидетель событий романа «Идиот» произносит свой монолог на одном дыхании
Случайный свидетель событий романа «Идиот» произносит свой монолог на одном дыхании

В тольяттинском театре «Дилижанс» прошла долгожданная премьера монодрамы «Злой спектакль, или Лучше бы было этому человеку не рождаться...»

Эта постановка была создана актером Петром Зубаревым для фестиваля «Премьера одной репетиции». За роль в «Злом спектакле...» он стал победителем прошедшего в ноябре XIX международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Достоевского в номинации «Лучшая мужская роль».

Спектакль поставлен по одной из частей пьесы «8 из числа 7, или 7 дней с Идиотом» современного театрального режиссера, драматурга и сценариста Владимира Клименко. Ценителям искусства он известен под именем Клим. От романа Достоевского «Идиот» он ушел довольно далеко. Как говорит автор пьесы, это «то, о чем, возможно, мог бы рассказать один из героев или случайных наблюдателей этой истории». В спектакле вот такой случайный свидетель, больной шизофренией, трансформируется не в кого иного, как в Иуду. Текст сложен, наполнен многими смыслами. Возникают ассоциации не только с библейскими сказаниями и романом Достоевского, но и с андреевским «Иудой Искариотом», и с «Превращением» Кафки (ранее в «Дилижанс» Зубарев блестяще сыграл героя этого рассказа Грегора Замзу).

Петр Зубарев произносит текст на одном дыхании, быстро, напористо, но при этом четко чеканя слова. Сам он объясняет это особенностями пьесы: Клим писал ее так же стремительно, без знаков препинания и без заглавных букв. Иногда актер обращается к зрителям, провоцируя их. («Вы знаете, что такое дьявол? Девушки должны знать»). Впрочем, как провокацию этот яростный монолог, пожалуй, может воспринять лишь тем, кто пришел в театр за развлечением. Зубарев предлагает зрителю заглянуть внутрь себя и поразмышлять над непростыми и болезненными вещами. О жизни и смерти. О том, что дважды два равно четыре - это вовсе не окончательная истина. О любви и насилии. О вере и прощении («Распятый может простить, распявший - никогда)». О вещах вечных, не изменившихся с библейских времен. («Каждый из вас - Ева, которой змея нашептывает о добре и зле»). Будь на месте Петра Зубарева другой актер, спектакль мог бы показаться непосильно тяжелым, а может быть, и скучным. Но актер играет его с таким нервом, с такой страстью, с таким диапазоном чувств, что держит внимание зрителя от начала до конца. Все 45 минут, пока длится это действо.

Спектакль интересно решен сценически. Актер - во всем черном. В какой-то момент черный шарф отбрасывается и обнажается алый воротник – словно знак будущей казни, которую герой совершит над собой. За его спиной - огромный маятник и прикрепленная к нему лесенка. По ней актер поднимается (в небо?) в конце постановки. Потом опускается занавес, но в следующую минуту чуть приоткрывается. Виден свет и слышна тихая духовная музыка, возвращающая зрителям надежду.

39

Последние статьи

02 марта
01 марта
21 февраля
16 февраля
07 февраля
18 января
12 января
20 декабря 2016
14 декабря 2016
22 марта 2016
17 марта 2016
10 марта 2016
03 марта 2016
24 декабря 2015
16 декабря 2015
15 декабря 2015
07 декабря 2015
04 декабря 2015

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Опрос

Как губернии расширять сотрудничество с Крымом?
Направлять студенческие и волонтерские отряды
Развивать взаимную торговлю
Отправлять детей на отдых к Крым
Наладить культурный обмен
Привлекать абитуриентов в самарские вузы
Всего проголосовало 47
архив опросов
Какую волжскую рыбу вы предпочитаете?
Стерлядь, осетр
Сазан
Щука
Лещ
Судак
Налим
Карась
Плотва
Сом
Всего проголосовало 167
архив опросов