История

Оперные звезды на сцене уездного Ставрополя

Ставропольский купец Климушкин приглашал в город звезд первой величины

В начале ХХ века Ставрополь посетили многие знаменитые оперные певцы. Это связано с тем, что 115 лет назад купец И.С. Борисов построил курзал с приличной сценой, и появилась возможность приглашать на разовые выступления известных артистов, которые гастролировали в Самаре и Симбирске. В городе бывали даже звезды первой величины, например, тенор А.В. Богданович.

Богданович исполнил популярные арии

Родился Александр Владимирович Богданович 3 ноября 1874 года в Смоленске в семье учителя. После губернской гимназии он поступает на медицинский факультет Московского университета. Но незадолго до окончания 4-го курса его исключают из этого учебного заведения за участие в революционных кружках. Диплом врача он получает, сдав квалификационные экзамены в Казанском университете в 1899 году. После этого Александр Владимирович устраивается земским врачом в Смоленской губернии.

Как пишут историки музыки, учиться оперному пению Богданович начал, будучи студентом. На одном из уроков в студии Народного дома его приметил ведущий тенор Большого театра Л.В. Собинов. Леонид Витальевич сразу заявил Богдановичу, что ему надо поступать в филармоническое училище и готовить себя к оперной карьере. В училище студент-медик так и не поступил, тем не менее сам Собинов и лучшие петербургские педагоги по вокалу стали давать уроки будущей звезде.

В 1901 году Богданович решает начать оперную карьеру и переезжает в Петербург. Но сначала столичные антрепренеры не заинтересовались смоленским врачом, и ему пришлось устроиться ординатором в клинический институт. Вскоре рекомендации Собинова помогли Александру Владимировичу, и он заключил контракт с симфоническим Шереметевским оркестром. Правда, жалованье у него было меньше, чем в клинике. Он также стал учиться в частной оперной студии, в классе известного вокального педагога И.И. Онноре, а Л.В. Собинов познакомил его с певцами и музыкальными критиками, которые посоветовали ему заняться вокальной карьерой.

 

В 1903 году Карло Гвиди предлагает Богдановичу заключить контракт с русско-итальянской частной антрепризой. Для дебюта Александр Владимирович подготовил партию Синодала в опере «Демон» А.Г. Рубинштейна. В первом сезоне он также спел Ленского в опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и Фауста в одноименной опере Ш. Гуно.

По окончании сезона певец уехал на стажировку в Милан, а по возвращении из Италии заключил контракты с Тифлисской оперой, театром Петербургского Народного дома и Мариинским театром.

С осени 1906 года он солист Большого театра. По окончании первого московского сезона Богданович отправляется на гастроли по городам Верхней и Средней Волги. В Самаре он дал несколько концертов, на одном из которых присутствовал ставропольский купец Климушкин. Именно он и пригласил столичную звезду выступить в провинциальном Ставрополе. Богданович неожиданно согласился. Лирический тенор Александра Владимировича был в самом расцвете своего дарования, - рассказывается в книге «Ставрополь-Тольятти. Страницы истории». - Любимыми партиями Богдановича, которые он и исполнял в Ставрополе, были Берендей, Финн, Фауст, Лоэнгрин, Альфред. У зрителей он оставил прекрасные впечатления».

Говорят, купцы и богатые землевладельцы Ставропольского уезда предлагали Александру Владимировичу дать несколько частных концертов, но он отказался.

 

 

Любимица императора

 

Перед Первой мировой войной в Ставрополе выступила одна из любимых певиц императора Николая II - Аделаида Юлиановна Больска. Она родилась в 1863 году в Подольской губернии. Закончила Московскую консерваторию и долгое время проработала в миланском театре Dal Verme. По возвращении в Россию стала солисткой Большого театра, где зрителям запомнилась в операх «Волшебная флейта» и «Руслан и Людмила».

По словам историков театра, она некоторое время была любимой исполнительницей П.И. Чайковского, и он хотел, чтобы Больска пела ведущие партии в его новых операх. Но у Аделаиды Юлиановны закончился контракт, и она стала работать в театрах Франции и Испании. А 1897 году директор императорских театров И.А. Всеволожский лично пригласил певицу в Мариинский театр.

Во время летних отпусков она гастролировала по городам российской провинции и, если хорошо платили, могла поехать в любой «медвежий угол». Больска говорила, что эти деньги тратит не на себя, ей достаточно столичных гонораров и средств мужа, графа Диенгейма-Щавиньского-Брохоцкого. Деньги от провинциальных гастролей шли в благотворительное общество при римско-католическом храме св. Екатерины, где певица была главной попечительницей. 

По мнению краеведов, Больска спела в Ставрополе одну или две известные арии. Чаще всего в провинции она исполняла арии Татьяны из «Евгения Онегина» и Марфы из «Царской невесты», а затем перешла к камерному репертуару.

 

Ставропольская «Чародейка»

 

В 1912 году Ставрополь посетили артисты частной оперы С.И. Зимина. В этом театре ставилось большое количество русских опер, среди которых были «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Золотой петушок» и «Кащей Бессмертный» Н.А. Римского-Корсакова, «Вражья сила» А.Н. Серова. Как рассказывают краеведы, ставропольчанам, скорее всего, показали концертное исполнение «Евгения Онегина» и спели несколько арий из русского репертуара.

В годы Первой мировой в Ставрополь приезжали несколько провинциальных оперных коллективов. Например, в нашем городе бывали артисты Русской оперы под управлением Л.Ф. Федорова и В.В. Склярова. Чаще всего всего певцы выступали перед ранеными офицерами, которые проходили реабилитацию в санатории «Лесное». В санатории пели и самодеятельные исполнители, которых в Ставропольском уезде было немало.

По словам самарских историков, в начале века в губернии начался всплеск любительского театрального творчества. Артисты-любители ставили в основном оперетты, но однажды ставропольские музыканты решили подготовить и спеть на летнем балу арии из опер Чайковского.

«Музыкальные силы города окрепли настолько, что 27 июля 1909 года самодеятельные артисты поставили оперу П.И. Чайковского «Чародейка» - далеко не самое удачное произведение великого композитора, но самодеятельных артистов привлекла эта реалистическая народно-бытовая трагедия, - пишет тольяттинский краевед В.А. Овсянников. - Зрители с большим интересом следили за разворачивающимся сюжетом из русского народного быта, за судьбой Настасьи».

Музыкальные силы города окрепли настолько, что 27 июля 1909 года самодеятельные артисты поставили оперу П.И. Чайковского «Чародейка», далеко не самое удачное произведение великого композитора

Лемешев в Ставрополе

В октябре 1953 года Ставрополь посетил один из самых лучших мировых теноров ХХ века Сергей Яковлевич Лемешев. В середине октября народный артист СССР приехал с гастролями в Куйбышев. Куйбышевцы увидели Лемешева в операх «Травиата», «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник». На спектакли невозможно было достать билеты. Сергей Яковлевич выступил на импровизированных сценах безымянских заводов. А затем выехал в Ставрополь, где в клубе поселка Комсомольский дал концерт для рабочих и служащих «Куйбышевгидростроя». Сергей Яковлевич исполнил русские народные песни, произведения советских композиторов и арии из популярных опер. В концерте также приняли участие артисты Куйбышевского театра оперы и балета.

90

Последние статьи

09 марта
06 марта
02 марта
01 декабря 2016
24 декабря 2015
23 декабря 2015
15 декабря 2015
01 декабря 2015
24 ноября 2015
19 ноября 2015
18 ноября 2015
11 ноября 2015
03 ноября 2015
02 ноября 2015
27 октября 2015

Архив Губерния

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Опрос

Как губернии расширять сотрудничество с Крымом?
Направлять студенческие и волонтерские отряды
Развивать взаимную торговлю
Отправлять детей на отдых к Крым
Наладить культурный обмен
Привлекать абитуриентов в самарские вузы
Всего проголосовало 47
архив опросов
Какую волжскую рыбу вы предпочитаете?
Стерлядь, осетр
Сазан
Щука
Лещ
Судак
Налим
Карась
Плотва
Сом
Всего проголосовало 167
архив опросов