Премия

Театры губернии получили 11 номинаций на «Золотую маску»

3 ноября в Москве объявили номинантов национальной театральной премии «Золотая маска» сезона 2014-2015. И если в прошлом году самарские театры оказались только в длинном списке (да что там в прошлом, в номинанты наши не попадали с 2011-го), то в этом году впервые в истории (!) на премию будут претендовать сразу две труппы.

Драма: «Таня-Таня»

На «Золотую маску»-2016 эксперты выдвинули театр-студию «Грань» из Новокуйбышевска и Самарский театр оперы и балета. И тот, и другой – впервые (это слово придется повторить несколько раз). До сих пор номинантами национального конкурса были только «СамАрт» (1998, 2003, 2011) и Самарский театр драмы (2009).

В номинантах на «Маску» 2016 года вообще много регионального театра – как, впрочем, и всегда, но теперь этому вопросу принято уделять особое внимание. Экспертные советы отсмотрели 774 спектакля со всей России. Номинантами на премию стали 72 постановки из 54 театров, 212 человек попали в частные номинации, почти половина из них представляют регионы. Но есть и еще одна особенность: в этом году в конкурсе участвует как никогда много театров малых городов – тех, что чьи названия чаще звучат в связи с одноименным фестивалем или на «Маске Плюс».

Наряду с такими грандами, как БДТ, Театр им. Вахтангова, «Мастерская Фоменко», МХТ, Александринский театр и «Гоголь-центр», рядом с неоднократными участниками «Маски» из Красноярска, Ярославля, Новосибирска и Минусинска, в этом году в номинантах – театры Ижевска, Серова и нашего Новокуйбышевска.

Эксперты отсматривали премьеры театра-студии «Грань» и в прошлые сезоны, но именно сейчас, стоит согласиться с драматургическим советом «Маски», получивший при худруке Денисе Бокурадзе новую жизнь коллектив набрал ту форму, в которой может (и должен) представлять регион на главном театральном конкурсе страны.

Спектакль «Таня-Таня» (уже удостоенный, кстати, Гран-при Фестиваля театров малых городов) выдвинут в 6 номинациях: «Драма/Малая форма», «Лучшая работа режиссера» (Денис Бокурадзе), «Лучшая женская роль» (Юлия Бокурадзе), «Лучшая роль второго плана» (Алина Костюк и Даниил Богомолов) и  «Лучшая работа художника по костюму» (Елена Соловьева).

 

Олимпийский принцип

 

И если в режиссерской номинации высочайшая конкуренция бывает каждый год (Бокурадзе претендует на «Золотую маску» в числе 23 человек, среди них мировые звезды Роберт Уилсон и Ромео Кастелуччи, российские классики Кама Гинкас, Валерий Фокин, Алексей Бородин, Сергей Женовач, лучшие режиссеры среднего поколения - Андрей Могучий, Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, Юрий Бутусов), то конкурс ролей второго плана, например, впервые оказался таким представительным: в этом году здесь старейшина Александринского театра Николай Мартон, звезды БДТ (Марина Игнатова) и МХТ (Дарья Мороз), не в первый раз номинирующийся Владимир Майзингер из Ярославля – в общем, актеры «Грани» тоже в весьма и весьма неплохой компании.

Здесь нужно сказать, что «Золотая маска» (спасибо всем, кто десятилетиями работал над репутацией премии) – это такие отечественные театральные «Олимпийские игры», в которых уже само участие остается в биографии на всю жизнь. Поэтому странно было бы снисходительно цедить «ну ладно, номинировались, посмотрим, что привезете?» Хотя мне-то кажется, что в некоторых номинациях та же «Грань» всерьез поборется за «Маску» (тьфу-тьфу-тьфу), как минимум из суеверия пока стоит радоваться уже самому участию.

И завершая разговор о номинантах по драматическому театру, упомянем еще одного косвенного участника «Золотой маски»-2016 из Самарской области: в малой форме выдвинут спектакль «Элементарные частицы» новосибирского «Старого дома», сочиненный на пару петербургским режиссером Семеном Александровским и тольяттинским драматургом Вячеславом Дурненковым.

 

Музыкальный театр: «Пиковая дама»

В музыкальном театре говорить о слабом представительстве провинции не приходилось никогда: благодаря Уралу и Сибири номинаций у регионов здесь часто даже больше, чем у столиц. Так, в этом году одна Пермская опера, переживающая под управлением Теодора Курентзиса невиданный расцвет, получила 26 позиций.

Наконец попал в номинанты «Золотой маски» и Самарский театр оперы и балета, чей спектакль «Пиковая дама» будет претендовать на звание лучшей оперы. В частных номинациях представлены: Александр Анисимов («лучшая работа дирижера»), Михаил Панджавидзе («лучшая работа режиссера»), Ирина Крикунова («лучшая женская роль»), Михаил Губский («лучшая мужская роль»). Кстати, все самарские номинанты уже выдвигались на «Маску» (Александр Анисимов даже был лауреатом), но от других городов.

Кроме того, в лонг-листе премии (он введен в прошлом году и представляет собой очень длинный список «самых заметных спектаклей сезона») упомянут самарский балет «Серенада» на музыку Чайковского.

 

Немного истории

Фестиваль «Золотая маска» пройдет весной 2016 года в 22-й раз. Лауреатов объявят 16 апреля.

Напомним, первым лауреатом «Золотой маски» из Самары была актриса Вера Ершова, которой в 1996-м вручили награду «За честь и достоинство». В 1998-м в номинации «За поддержку театрального искусства России» отметили Константина Титова. Три раза претендовал на премию «СамАрт»: в 1998-м в конкурсе участвовал спектакль Адольфа Шапиро «Бумбараш», пять лет спустя его же «Мамаша Кураж» (награду два раза получал художник Юрий Хариков), а в 2011-м в малой форме был номинирован «Фальшивый купон» Анатолия Праудина. В 2009 году в конкурсе впервые участвовал Самарский театр драмы со спектаклем Вячеслава Гвоздкова «Полковник Птица».

12

Последние статьи

02 марта 2017
01 марта 2017
21 февраля 2017
16 февраля 2017
07 февраля 2017
18 января 2017
12 января 2017
20 декабря 2016
14 декабря 2016
22 марта 2016
17 марта 2016
10 марта 2016
03 марта 2016
24 декабря 2015
16 декабря 2015
15 декабря 2015
07 декабря 2015
04 декабря 2015

Архив Культура

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6