Тема недели

В Тольятти списали последний «Икарус» и ждут новых машин

В третий раз за последние два года областной бюджет готов помочь нашему городу с закупкой пассажирского транспорта

В Тольятти больше не курсируют «Икарусы», возившие пассажиров по городским маршрутам более четверти века. А город тем временем уже рассчитывает на очередное обновление автобусного парка.

Легендарная «гармошка»

Выполнив свой заключительный рейс, эта легендарная машина, такая привычная и знакомая не одному поколению тольяттинцев, перевернула последнюю страницу целой эпохи в истории местной автотранспортной отрасли. Кроме того, ушедшая на покой «гармошка» считалась самым старым муниципальным автобусом в городе и, наперекор рекомендациям завода-изготовителя, откатала двойной срок эксплуатации. Впрочем, вполне понятная печаль водителей МП «ТПАТП-3» продлится недолго: уже в 2015 году они готовы выйти на линию за рулем новых современных автобусов, работающих на экономичном газовом топливе.

Эпоха модели Ikarus-280 началась в 1973 году. Уже через год сочлененные машины, быстро вошедшие в число узнаваемых символов СССР, поступили и в Тольятти. К своей работе «Икарусы» приступили в городском автотранспортном предприятии №1 - крупнейшем пассажирском АТП на территории европейской части нашего континента. Историк-краевед Константин Лавров вспоминает, что без массовой поставки «гармошек» местная маршрутная сеть не выдержала бы возложенной на нее нагрузки:

«Долгую жизнь «Икарусам» обеспечил Волжский автозавод. В те годы это был фактически город в городе. Около 120 тысяч сотрудников, трудившихся в три смены. Пересменок длился около часа, и представьте, что за это время вам нужно единовременно вывезти с предприятия 15 тысяч человек и еще столько же привезти к станку. И так трижды в день. Обычные автобусы чисто физически не могли выполнить эту задачу в срок, поэтому на заводские маршруты ежедневно выходило более 200 машин особо большой вместимости - тех самых «гармошек». Не было в Союзе другого города, сопоставимого по размерам и численности населения, где бы «Икарусы-280» обслуживали пассажиров в таком же количестве».

 

Пережил всех

Списанная на днях советская машина, чудом дожившая до наших дней, выпущена венгерскими автостроителями в 1988 году. По сути, она вошла в последнюю массовую партию «Икарусов», поставленную в Тольятти. Как и подавляющее количество 280-х на линию автобус впервые вышел с эмблемой АТП-1 на борту и на протяжении нескольких лет возил пассажиров по заводскому маршруту №17. Сейчас уже не существует ни того маршрута, ни того автопредприятия - «Икарус» по иронии судьбы пережил обоих.

Учитывая, что «гармошки» являлись для МП «ТПАТП №1» базовой моделью, во второй половине 90-х там успешно освоили капитально-восстановительный ремонт этих машин. На деле это было кустарное производство фактически новых автобусов: от старого кузова на отремонтированных «Икарусах» оставался только двигатель и разная мелочевка в виде плафонов, шурупов и стекол. Каркас же варился заново и обтягивался новыми металлическими листами. Последний из могикан, ушедший с маршрута в 2014 году, тоже попал в список на капитальное восстановление, чем продлил себе жизнь. Головной завод в Будапеште, передавая продукцию советским автохозяйствам, в обязательном порядке указывал рекомендуемый срок эксплуатации - 10 лет. Но благодаря бережному отношению и своевременному капремонту тольяттинская «гармошка» не сгинула на свалке металлолома в 1998 году, а добросовестно и в отличном состоянии прослужила пассажирам еще 16 лет сверх предела, указанного венграми.

В 2006 году обанкротилось АТП-1, а в 2009-м приказал долго жить и его наследник - совместное предприятие «Регионавтотранс-Тольятти». Так легендарная машина попала в Комсомольский район, на баланс единственного оставшегося муниципального пассажирского автопредприятия - МП «ТПАТП-3». Два года назад благодаря серьезной финансовой поддержке правительства Самарской области туда поступила крупная партия из 103 новых автобусов марки «МАЗ», ключи от которых водителям вручал глава региона Николай Меркушкин. Казалось бы, дни легендарного «Икаруса» сочтены. Но на тот момент объем транспортной работы АТП-3 был значительно больше имевшегося количества пассажирской техники, и «гармошку» решили оставить. Венгерский кузов оказался крепким - сочлененный «Икарус» отслужил на линии еще два года.

Ветеран пассажирской отрасли Тольятти, водитель Николай Симачев рассказал, что машина и впрямь была «неубиваемой»:

«Конструкцию кузова венгры придумали замечательную. Она не в пример прочим автобусным заводам показала себя очень ремонтопригодной. Мы, водители, с ностальгией будем вспоминать эти автобусы: отличный обзор благодаря широким лобовым стеклам, высокая посадка, удобный хваткий руль, плавный ход. Правда, пассажиры регулярно жаловались, что в салоне очень холодно. И правда, систему отопления изготовитель не продумал. Это, пожалуй, единственный серьезный недостаток «Икарусов».

 

Большая разница

Впрочем, уже в следующем году работники АТП-3 ждут на замену исторической машине первую партию не менее надежных, но более комфортных и экономичных автобусов модели МАЗ-203. Благодаря участию в федеральной программе мэрия города планирует закупить 119 машин, работающих на газовом топливе. Утвердив план перехода пассажирского транспорта страны на газ, правительство России готово компенсировать регионам половину затрат на покупку газомоторных автобусов. На этот раз схема закупки нового подвижного состава для Тольятти удивляет своей простотой, понятной логикой и математикой.

По словам первого заместителя мэра Алексея Бузинного, разница в цене между дизельным и газовым топливом сделает нагрузку на муниципальный бюджет, связанную с закупкой газобаллонных МАЗов, минимальной:

«Мы рассчитываем на лизинг, причем без драконовских условий. Предварительные договоренности уже есть. Общая стоимость покупки - более 1 миллиарда рублей. Муниципальная доля - порядка 645 миллионов. Необходимо выплачивать по 90 миллионов каждый год на протяжении семи лет. Городская казна, как известно, переживает не лучшие времена, и для нее это было бы ощутимое бремя. Но газ заметно дешевле дизеля, разница в цене - большая, поэтому эксплуатация автобусов с газовым оборудованием ежегодно сэкономит автотранспортному предприятию №3 примерно 60 миллионов. Иными словами, реальные, фактические выплаты составят всего лишь треть от общей суммы обязательств. Если договор лизинга будет заключен, то первый платеж в 2015 году не превысит 36-37 миллионов».

Вторую часть от миллиарда перечислят федеральный и областной бюджеты. Повторимся, что правительство России уже приняло соответствующее решение, а вслед за ним, как уточнил вице-мэр, поддержку гарантировало и министерство промышленности и технологий Самарской области.

 

89

Последние статьи

20 ноября
16 ноября

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4