история губернии

Когда в Ставрополе начали грызть гранит науки

Через год после основания крепости - в 1738 году - солдатские детишки пошли в школу

Затем открылась школа для калмыцких мальчишек - их обучали русскому и готовили для службы переводчиками. В ней училось полсотни ребят, которые получали жалованье - от 8 до 12 рублей.

Первым делом мальчики, девочки - потом
  Дворянские же чада постигали науки дома, но затем должны были продемонстрировать свои знания перед городским начальством. В 1750 году, например, такой экзамен блестяще сдал будущий поэт Гавриил Державин. Его отец служил в то время в Ставропольском гарнизоне. И спустя годы Державин будет участвовать в освобождении Ставрополя от пугачевцев...
  В начале XIX века пришел праздник и на улицу крестьянских детей. Специально для них в 1816 году открылось уездное училище, в котором можно было получить высшее начальное образование. Принимали туда только мальчиков, они сидели за партами пять лет и изучали 15 предметов. В штате числились шесть учителей и смотритель.
  В это же время начали открываться и приходские школы при городских храмах - там тоже можно было обучиться грамоте и счету, Закону Божию и церковному пению, причем совершенно бесплатно. На большее ставропольским мальчишкам рассчитывать не приходилось, а девочкам открыть для себя удивительный мир знаний было еще сложнее. Только в 1858 году в Ставрополе открылось женское приходское училище, одногодичное. 72 девочки обучались на средства города. О продолжении образования для представительниц прекрасного пола речи пока не шло.
   
 Дворяне и крестьяне - за одной партой
  Профессиональное образование впервые проникло в Ставрополь только в XX веке. В 1909 году здесь открылось ремесленное училище (предок ПТУ). Теперь крестьянские и мещанские дети могли, не покидая города, получить хорошую профессию, которая обеспечивала им неплохой заработок в будущем. В течение четырех лет они изучали ремесленное счетоводство, столярное, токарное и кузнечное дело, а также прочие науки - всего 9 предметов. К слову, представители высшего сословия тоже посещали это заведение - там учились двое дворян.
  Как и у других школ, у ремесленной были свои попечители. Например, купец Иван Парфенов. Он торговал хлебом, имел солидный текущий счет в Ставропольском уездном казначействе и владел пятью домами (все пять были конфискованы после Октябрьской революции). В 1912 году он пожертвовал школе огромную по тем временам сумму - тысячу рублей. На эти деньги купили двигатель для столярного и токарного станков.
  В том же 1912 году у выпускников ремесленной школы появилась возможность углубить свои технические познания в реальном училище. Попасть в это заведение считалось престижным: реалисты носили строгую форму (гимнастерка, брюки и фуражка с эмблемой), родители платили за учебу немалые деньги. За шесть лет мальчики постигали арифметику, словесность, русский и иностранный языки, историю, географию, черчение и пение.
  Особо стоит сказать о профессии учителя. Возможность получить ее в Ставрополе имелась уже в позапрошлом веке. С августа 1866 года открылся педагогический класс, где обучали будущих сельских учительниц. Спустя пять лет дворянка Мария Тургенева открыла в городе специальные курсы, где можно было подготовиться к экзамену на это почетное звание. Среди ее педагогов была, между прочим, знаменитая Софья Перовская - член организации «Земля и воля», будущая участница покушения на Александра II. Она преподавала русский язык и литературу.
  Тургеневские курсы просуществовали недолго, поскольку в 1913 году уездное собрание приняло новое постановление - об открытии курсов для учителей начальных школ.
   
 Гимназические нравы
  В 1903 году в Ставрополе открылась женская гимназия. Девочек наконец-то допустили до среднего образования.
  Для поступления в гимназию надо было сдавать экзамены по арифметике, русскому языку, чтению и Закону Божию. Затем начиналось изучение математики и русского, географии, истории, астрономии, рукоделия, пения и иностранного языка. Учебный год так же, как сейчас, делился на четыре четверти, и каникулы приходились на Рождество, Пасху и лето.
  Правила внутреннего распорядка в Ставропольской гимназии были очень строгими, если не сказать - суровыми. Ученицам приказывали гладко зачесывать волосы назад, причем никаких бантиков и заколок спереди быть не должно. Девушки были обязаны носить темные строгие платья длиной 35 см от пола. Очень длинные, как у взрослых, не разрешались (а надеть короткое, до колена или выше, конечно, никому и в голову не приходило). Классные дамы могли подойти и измерить линейкой длину от пола до подола. В будние дни носили темные фартуки, в праздники - белые. И обязательно белые воротнички.
  Правила этикета предписывали ученицам приветствовать попечителей и начальницу гимназии глубоким реверансом. В каждом классе, помимо портретов императора, висели иконы - девочек воспитывали в духе патриотизма и религиозности. Учебный день начинался и заканчивался молитвой. Нерадивых учениц наказывали: их могли оставить в классе после уроков, лишить обеда и даже запереть на ночь в гимназии.
  В начальных школах наказания применялись куда более суровые: лентяев ставили в угол коленками на сухой горох, могли отстегать линейкой и розгой, хотя официально телесные наказания были запрещены.
  В конце каждой четверти ученицам выдавали книжицу под названием «Сведения об ученице Ставропольской гимназии», куда заносились не только оценки по предметам, но и оценки за усердие, аккуратность, внимательность, отмечались пропуски уроков, их причины, число опозданий. Брошюра содержала также перечень требований к разным предметам, советы по укреплению здоровья. Наконец, здесь же помещалась анкета для родителей, которую те заполняли каждую четверть. Там были вопросы о режиме дня, утомляемости, памяти, трудных и любимых предметах, прогулках. С готовой анкетой работали педагоги и давали советы по изменению распорядка дня.
  В фондах Тольяттинского краеведческого музея хранится такая книжечка, выданная ученице 4 класса Марии Яшниковой на 1915-16 учебный год. В первой четверти Маша часто жаловалась на головную боль, страдала ангиной, труднее всего ей давались арифметика и география, на занятия она тратила по три часа в день. Во второй четверти положение улучшилось. Маша Яшникова исправила тройку по арифметике, улучшила знания по ботанике. Девочка была сиротой, ее воспитывали дядя и тетя. На вопрос о пожеланиях тетя написала следующее: «Родителей нет, а сама ничего не могу пожелать, разве что Новый год встретить как полагается».
   Бедных учили бесплатно
 Доказательство тому - сохранившиеся похвальные листы, выданные отличникам. Сын ставропольского мещанина Павел Данилов получил его в 1897 году и берег всю жизнь, чтобы показывать детям и внукам. Документ занял почетное место в экспозиции Тольяттинского краеведческого музея. Сын аптекаря Михаил Аккер, отучившись в местной школе, продолжил обучение в Самарской мужской гимназии и закончил ее с золотой медалью в 1887 году.
  Общество было заинтересовано в грамотных. Учителя ездили по деревням, искали способных ребятишек. Таких - а их в школе было около 10% - обучали бесплатно, город выделял им стипендию. Также для бедняков устраивали благотворительные елки на Рождество и дарили валенки и шапки, чтобы детворе было в чем добежать до школы.



  Фото из фондов Тольяттинского краеведческого музея
   
   
 

18

Последние статьи

14 декабря
13 декабря
10 декабря
07 декабря
06 декабря
04 декабря
03 декабря
30 ноября

Архив Губерния

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31