образование

Губернии нужна талантливая молодежь

Корреспонденты «ВК-Тольятти» узнали, что нужно для того, чтобы вырастить умников и умниц

Мы побывали в кузнице талантов Тольятти. В лицеях №№19 и №57 самая большая концентрация «золотых мозгов» в городе. За год первый подготовил 31 дипломанта олимпиад, второй - 25 (105 и 145 места в общероссийском олимпиадном рейтинге соответственно). А в 67-м лицее учится один из самых одаренных школьников губернии.

Двигать область вперед должны лучшие ученики
Николай Меркушкин уверен, что в регионе необходимо радикально изменить подход к среднему и высшему образования в части усиления конкуренции, отбора и роста талантливых детей. При этом, по мнению губернатора, реальная оценка качества образования в области не должна строиться только на количестве стобалльников по ЕГЭ. Очень важно также активное участие в олимпиадном движении.
А вот с этим у нас как раз есть проблемы. Если привязать количество дипломантов олимпиад к численности населения, то по этому показателю регион находится лишь на шестом  месте в ПФО. В прошлом номере мы писали,что в этом году область дала наименьшее за последние пять лет количество победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В списке 70 лучших школ страны по количеству дипломантов олимпиадного рейтинга нет ни одного нашего учебного заведения. Так что работать не покладая рук есть над чем.
«Надо стремиться к тому, чтобы каждая школа и каждый учитель участвовали в олимпиадах, - говорит губернатор. - Это развивает дух соперничества, позволяет находить лучших учеников, которые затем смогут двигать нашу область и страну вперед».
То есть также нужно стремиться к тому, чтобы самые способные выпускники общеобразовательных учреждений не уезжали в другие регионы России или за границу сначала получать высшее образование, а затем и работать.
Для воспитания вундеркиндов в области начитает выстраиваться целая система. Сейчас в этом направлении работает только региональный центр «Одаренные дети», созданный на базе ГУ ДО «Центр социализации молодежи». Но этого мало. Будет реализоваться масштабный проект, за основу которого берется опыт Саранска, где успешно работает республиканский лицей для талантливых ребят. За три года он вышел в российские лидеры по качеству образования. В топ-500 лучших школ страны он занял почетное шестое место, уступив лишь самым известным учебным центрам из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска.
Новая структура по поддержке и развитию одаренных детей будет интегрирована в работу регионального центра высшего образования, который планируется создать в рамках комплексной застройки площадки нового стадиона. Это, по мнению Николая Меркушкина, позволит детям активно использовать базу для научных и прикладных исследований. Предполагается, что современный интернат с круглосуточным пребыванием для умников расположится в Самаре на 3-й просеке на территории оздоровительных лагерей «Тимуровец» и «Раздолье». Одной из главных целей такого центра станет подготовка участников всероссийских и международных олимпиад.
Еще один шаг в этой работе - финансовая поддержка талантливых детей и передовых педагогов.
Серьезный стимул
«Раньше мы готовили учеников к олимпиадам на чистом энтузиазме, - рассказывает преподаватель информатики лицея №67 Тольятти Сергей Ковалев. - Признаться, когда услышали о том, что за каждого призера и победителя олимпиады, начиная с областного уровня и выше, педагоги будут получать денежные выплаты, не поверили. Раньше такого не было. С марта 2013 года моя общая ежемесячная прибавка к зарплате составила 14 тысяч рублей. За призера деньги будут начисляться в течение одного года, а за победителя - в течение трех лет».
Кстати, руководство лицея уже больше десяти лет своим силами поощряет педагогов, подготовивших призеров или победителей олимпиад любого уровня. Директор Константин Колосов решил, что важно не только дать детям качественное образование, но и выводить одаренных учеников на высокий уровень. Олимпиадная подготовка в лицее №67 - приоритетная цель.
«Губернаторская прибавка к зарплате за подготовку олимпиадников - это серьезный стимул, чтобы выявить одаренного ребенка, развить интерес ученика к тому или иному предмету», - говорит заместитель директора Лариса Тимраляева.
«Обычный» хорошист
Один из лидеров лицея №67 - ученик 11 класса Павел Грамович. Это сейчас он признанный «ветеран» олимпиадного движения Самарской области. Но было время, когда его мама, Надежда, боялась, будет ли ребенок вообще развиваться.
«Была непростая ситуация при рождении, ставили неприятные диагнозы, - вспоминает Надежда Грамович. - Врачи так запугали последствиями, что я несколько лет ждала худшего».
Накрученная докторами Надежда взялась за умственное развитие ребенка с самого рождения. Курсы лечения для малыша проходили одновременно с системой образования, разработанной известным американским педиатром Гленом Доманом. 
Прямо во время лечебных процедур мама рисовала на листочках круги, квадраты и треугольники, рассказывала сыну о формах, цветах, показывала буквы. В результате к полутора годам Павел знал все буквы, а в четыре годика уже читал.
«Иногда он терял интерес к занятиям, - рассказывает Надежда. - Но через некоторое время сам брал азбуку и заставлял меня продолжать «уроки».
Надежда немного успокоилась только после рождения второго ребенка. Видела, что старший сын с интересом занимается, хорошо запоминает полученные знания. А когда пришла пора вести в школу, не стала особо выбирать. По месту жительства находится лицей №67. Сюда и отвела ребенка.
«Сначала ничего особенного в нем не замечали ни мы, ни учителя, - продолжает мама. - Павел в начальных классах был обычным «хорошистом». При этом у него ужасный почерк. В тетрадях - куча помарок. Сюрпризом для меня стали результаты теста на математические способности. Они оказлись самыми высокими в классе. При этом по математике он получал «четверки». Только в пятом классе в дневнике у сына одна за другой стали появляться «пятерки». 
«Просто интересно»
Павел Грамович давно уже учится самостоятельно. Школьную программу по физике, математике и информатике он давно усвоил. Так что на уроках он теперь занимается «своими делами».
«Паша часто замещает меня у доски, - улыбается учитель информатики Сергей Ковалев. - Он учится по индивидуальной программе, поэтому я стараюсь на урочные темы его не отвлекать. Он постоянно решает задачи, готовится к очередной олимпиаде. Сейчас грядет всероссийская, и Паше есть чем заняться».
В семье Павла давно не считают, сколько олимпиад он выиграл, сколько грамот, дипломов и призов получил. Только последние успехи принесли в копилку школьника два нетбука, фотоаппарат, электронную книгу. Он стал одним из обладателей премии губернатора Самарской области в номинации «Учебно-исследовательская деятельность». Его заработок за прошлый учебный год составил 60 тысяч рублей. У родителей он уже давно не спрашивает на «карманные расходы». Но, признается парень, учится он не ради вознаграждения.
«Мне просто интересно, - говорит Павел. - Да и все ребята, которые участвуют в олимпиадах, просто увлечены процессом. Я ни одного человека не видел, который бы готовился к соревнованиям ради премий. Раньше же их не было, а все равно и учителя, и ученики целыми днями работали «на олимпиады».
Павел пока даже не знает, на что тратить деньги. Он завел банковскую карту, на которой копятся выплаты за его интеллектуальные победы.
«Мы хотим учиться!»
Посетив также лицеи №№19 и 57, мы обратили внимание, что ребята там, не сговариваясь с Павлом Грамовичем, одинаково говорят о своем отношении к учебе.
В 57-м, как оказалось, в эти дни были каникулы, но в некоторых классах мы увидели учеников. На наш вопрос, почему они не отдыхают, учащиеся 11Д класса дружно ответили: «А мы хотим учиться! Нам интересно!»
Им вторят призер областной олимпиады Анастасия Иванова и дважды победитель региональной и призер всероссийской олимпиады Маргарита Кирюшина из лицея №19. К слову, этих девочек и еще троих учеников лицея уже зачислили в центр одаренных детей, где они будут заниматься на каникулах.
По словам учителя русского языка лицея №57 Елены Рушикиной, у них ребята настроены на получение знаний.
«И когда ты видишь, как у них горят глаза на уроках, у тебя самой расправляются крылья!» - говорит она. Кстати, в этом году Рушикина выпустила двух стобалльников по ЕГЭ.
С ней полностью согласна педагог лицея №19 Людмила Кузьмина, которая три года подряд готовит победителей и призеров всероссийской олимпиады по обществознанию и истории: «С одаренными детьми очень интересно заниматься».
«У нас действует 63 кружка, причем многие из них мы организуем по просьбе учеников, - рассказала о работе лицея №57 директор Людмила Козырева. - Чтобы развивать таланты ребят, мы также стремимся привлекать лучших преподавателей города. У нас в младших классах дети выполняют исследовательские работы для научно-практических конференций. В шутку они говорят, что это начало их докторских диссертаций. Но это лишний раз подтверждает, что настрой на учебу у детей очень серьезный».
Учителя младших классов Елена Кудякова и Татьяна Казеева поведали, что на дополнительных занятиях они учат детей творчески мыслить, находить нестандартные решения, нацеливают их на исследования. Они признались, что это и для них самих становится увлекательным процессом.
«У педагогов появилась мотивация для творческой работы, - говорит учитель физики Вера Сиямкина. - Они знают, что могут получить премии за подготовку призеров и победителей олимпиад. При этом правительство помогает с оргтехникой и оборудованием, необходимым для лабораторных работ. Такой поддержки раньше не было».
Важно не чувствовать себя «белыми воронами»
По мнению всех педагогов, с кем мы побеседовали, есть один секрет, необходимый для раскрытия таланта школьника.
«Для поддержки образования на высоком уровне важна сама ученическая среда, - считает Вера Сиямкина. - Если талантливый ребенок не увидит, что его знания любопытны одноклассникам и востребованы ими, как это часто случается в обычных школах, он будет «остывать» и терять интерес к развитию. Дети, которые учатся у нас, ищут единомышленников среди своих сверстников. Им важно не чувствовать себя «белыми воронами» или «ботаниками». Поэтому у зарекомендовавших себя учреждений нужно сохранять особый статус, чтобы ребенок, попадая в них, рос интеллектуально».
По словам преподавателей лицея №57, из-за того, что у них учится очень много смышленых детей, между ними идет серьезная конкуренция за право участвовать в олимпиадах. Но сейчас на каждую школу выделяются определенные квоты по числу участников по каждому предмету.
«Невероятно трудно отобрать из 15 детей класса всего пятерых», - сетуют учителя.
Педагоги и мама Павла Грамовича признают, что у юноши есть дар от природы, и развить его вряд ли возможно. Но и таким вундеркиндам тоже нужна рабочая площадка и конкуренция.
«Какой бы ни был талант у ребенка, в одиночестве он быстро поникнет, - уверен Сергей Ковалев. - Нужен авторитет педагога. Нужен коллектив, в котором он будет чувствовать себя лидером, нужны товарищи его уровня, с кем он может соревноваться, с кем на равных обсудит решения олимпиадных заданий. Для того, чтобы в школе вырос такой ученик, на самом деле необходима очень длинная цепочка действий и усилий».
Навести мосты
В этом году лицеи №№19 и 57, а также школа №6 стали экспериментальными площадками проектов «Тольятти - наукоград», «Тольятти - наноград» и «Тольятти - город мира». Ежемесячно в них проходят образовательные мероприятия, на которые приглашают одаренных детей из других учебных заведений города.
Замдиректора 19-го лицея Татьяна Дядык рассказала, что их учреждение возглавляет сетевой городской проект «Тольятти - наноград»,
«В прошлом году мы стали единственной в Тольятти и второй в губернии школой, которая начала работать в этом направлении, - сообщила она. - Соглашение о реализации этого проекта достигнуто между правительством области и «РОСНАНО». Важно, чтобы детей, которые отличились на интеллектуальных конкурсах, материально поощряли не только президент и губернатор, но и предприятия, которые заинтересованы в привлечении молодых высококвалифицированных специалистов».
По словам Людмилы Козыревей, в ее лицее также «наводят мосты» с будущими работодателями сегодняшних лицеистов: «Мы ведем переговоры с АВТОВАЗом, чтобы предприятие взяло на себя кураторство талантливых ребят в период их обучения в вузах. Получая такую стипендию, дети будут знать, что они могут вернуться в родной город и гарантированно получить хорошую работу».
Все эти шаги как раз и направлены на то, о чем говорит губернатор. В регионе нужно создать крепкую связку «школа (или центр одаренных детей) - вуз - предприятие (или технопарк)», чтобы остановить утечку «мозгов». Поэтому необходимо не просто взрастить одаренную молодежь, но и сохранить этот потенциал, чтобы он работал на благо Тольятти и губернии.
Пока Павел Грамович не выбрал профессию. Но уже решил, что высшее образование будет получать в Москве или в Санкт-Петербурге. Работать мечтает за границей. Цель же грядущих преобразований в региональной системе образования - заинтересовать таких, как он, Кирилл Гришин, Маргарита Кирюшина, и других юных жителей области оставаться в родных краях.
1,9 млн рублей - на премии
По распоряжению губернатора Самарской области, 397 педагогов образовательных учреждений региона получат премии за подготовку школьников, ставших победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады в 2012-2013 учебном году. На эти цели из областного бюджета выделены средства в размере 30,3 млн рублей. Ежемесячное поощрение от 2,5 до 67,5 тыс. рублей отличившиеся учителя будут получать до 10 марта 2014 года. Из них удостоились награды 178 педагогов из Самары, 127 - из Тольятти, 92 - из городов и районов области.
Также по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2013 года к поощрению представлены 16 учителей: из них 9 из Самары и 5 из Тольятти. Этим педагогам до 10 мая 2014 года будет выплачиваться ежемесячное поощрение в размере от 15 до 20 тыс. рублей.
Всего на выплату премий губернатора учителям из региональной казны выделены 1 млн 910 тыс. рублей.
Топ-20: Олимпиадный рейтинг школ Самарской области по числу дипломантов
1. Самара, Самарский лицей информационных технологий (САМЛИТ) 40
2. Тольятти, лицей №19 31
3. Тольятти, лицей №57 25
4. Самара, СОШ №36 24
5. Самара, МАОУ Самарский медико-технический лицей СМТЛ 23
6. Самара, гимназия №1 18 
7. Новокуйбышевск, СОШ №3 17
8. Самара, гимназия №2 17
9. Самара, ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)» 15
10. Самара, СОШ №53 12
11. Самара, лицей «Технический» 11
12. Тольятти, СОШ №93 11
13. Самара, Самарский международный аэрокосмический лицей 10
14. Тольятти, лицей №67 10
15. Тольятти, лицей №51 9
16. Самара, СОШ №176 8
17. Самара, СОШ №124 7
18. Самара, СОШ №63 6
19. Тольятти, лицей №6 6
20. Тольятти, СУНЦ МГУ 6
Олимпиадный рейтинг регионов по числу дипломантов
1. Москва
2. Санкт-Петербург
3. Московская область
4. Новосибирская область
5. Нижегородская область
6. Республика Башкортостан
7. Красноярский край
8. Челябинская область
9. Ростовская область
10. Свердловская область
11. Самарская область
29

Последние статьи

08 марта
06 марта
02 марта
21 февраля
20 февраля
16 февраля
15 февраля
19 января
18 января
17 января
12 января
22 декабря 2016
21 декабря 2016

Архив Общество

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Опрос

Как губернии расширять сотрудничество с Крымом?
Направлять студенческие и волонтерские отряды
Развивать взаимную торговлю
Отправлять детей на отдых к Крым
Наладить культурный обмен
Привлекать абитуриентов в самарские вузы
Всего проголосовало 47
архив опросов
Какую волжскую рыбу вы предпочитаете?
Стерлядь, осетр
Сазан
Щука
Лещ
Судак
Налим
Карась
Плотва
Сом
Всего проголосовало 167
архив опросов